17.03.2014
Редакция Naked Science

Меркурий сжимается быстрее, чем предполагалось

Скорость, с которой «сжимается» Меркурий, оказывается, в 2-8 раз превышает показатели, на которые указывали компьютерные модели первой планеты Солнечной системы и предыдущие замеры.

При помощи данных, полученных с межпланетного зонда «Мессенджер», Пол Бирн из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США) и его коллеги вычислили скорость, с которой «сжимается» Меркурий, и установили, что она в 2-8 раз превышает показатели, на которые указывали компьютерные модели первой планеты Солнечной системы и предыдущие замеры.

В конце 19 ? начале 20 века теории о том, что ядро, недра и кора Земли постепенно теряют свое тепло и сжимаются, пользовались огромной популярностью среди ученых. До открытия тектонических процессов и развития тектоники как самостоятельной научной теории, причиной землетрясений и вулканизма считалось это сжатие. Такие процессы, несмотря на неприменимость теорий «сжатия» к Земле, тем не менее, происходят или происходили на других телах Солнечной системы – на древней Луне и на современном Меркурии.

В рамках исследования специалисты, проанализировав данные, полученные зондом «Мессенджер» с момента его прибытия на орбиту Меркурия в 2011 году, установили, что скорость сжатия Меркурия существенно отличается от предполагаемой.

«Мессенджер» – американская автоматическая межпланетная станция (АМС) для исследования Меркурия. Запущена 3 августа 2004 года со станции ВВС США на мысе Канаверал с помощью ракеты-носителя «Дельта» 7925H-9.5. 18 марта 2011 года в 01:10 UTC станция благополучно вышла на орбиту Меркурия. До «Мессенджера» его посетил всего один аппарат –  «Маринер-10», 3 раза пролетевший около планеты в 19741975 годах.

Авторы исследования, интересующиеся особыми структурами – «дольчатыми откосами», предположительно возникающими в результате остывания и сжатия недр планеты, воспользовались полной топографической картой поверхности Меркурия, которая была представлена в марте прошлого года.

В результате анализа формы этих структур, их расположения и глубины, специалисты установили, что радиус Меркурия за последние 4 миллиарда лет уменьшился не на 0,8-3 км, как считалось, а на 5-7 км. Таким образом, выяснилось, что Меркурий «сжимается» в 2-8 раз быстрее, чем на то указывали замеры «Маринер-10» и компьютерные модели на основе собранных им данных. За счет чего происходит это ускоренное сжатие – ученые пока не знают.