Лазеры изобличают фальшивки — Naked Science

Лазеры изобличают фальшивки

Реставраторы и искусствоведы получили новый мощный инструмент для анализа шедевров старых мастеров. Лазерная спектроскопия позволяет изучить трехмерную структуру полотен, не нанося им ущерба.

P08B

Ученым удалось разработать технику, которая позволяет заглянуть под слой краски на картинах старых мастеров, обеспечивая трехмерный спектральный анализ полотен.

Химик Уоррен Уоррен вместе с коллегами из университета Дюка в штате Новая Каролина приспособил оптическую спектроскопию, широко использующуюся в медицине, для изучения слоев краски на старинных полотнах. Новая методика ясно показывает химическое строение и расположение пигментов под поверхностью картины.

При этом типе спектроскопии изучаемый материал бомбардируется дважды сверхбыстрыми лазерными импульсами в инфракрасном спектре. В первой серии электроны в атомах и молекулах изучаемых образцов возбуждаются, а во второй ? вновь переходят в первоначальное состояние, излучая при этом фотоны.

Спектр зарегистрированного детекторами ответного излучения представляет собой своеобразный химический «отпечаток» краски, давая точное представление, на какой глубине находится тот или иной пигмент.

«Эта методика уже полвека широко используется в физических и химических лабораториях, но применение высокомощного лазерного излучения к произведениям искусства до сих пор представляло серьезную опасность», ? рассказывает Уоррен.

Ему удалось настолько понизить интенсивность лазерных импульсов, чтобы их можно было с успехом применять в медицинских целях. Затем возникла мысль поставить лазеры на службу реставраторам и искусствоведам.

Для демонстрации новой техники, исследователи вначале подготовили «подделку»: полотно, разрисованное красками, которые обычно используют современные мошенники при изготовлении картин в стиле мастеров эпохи Ренессанса.

Результаты спектрального анализа картины полностью совпали с результатами традиционного химического, проделанного в лаборатории. При этом не понадобилось наносить картине физических повреждений, чтобы взять образец краски.

Осмелев, исследователи провели опыты уже на настоящих шедеврах, например, на «Распятии» итальянского мастера XIV века Пуччо Капанны. Спектральный анализ картины показал наличие и расположение ультрамариновой краски, оксида железа, слоя позолоты и других пигментов.

Таким образом, реставраторы и искусствоведы получили новый мощный инструмент ? лазерную спектроскопию, которая позволит «безболезненно» изучать шедевры прошлого, не нанося им ущерба, а также эффективно разоблачать подделки, которые регулярно появляются на крупных аукционах всего мира.