Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Кракелюр на шедеврах эпохи Возрождения защитил их от разрушения
Химики установили, что многие картины, написанные на деревянных панелях, в том числе «Мона Лиза», смогли дожить до наших дней именно благодаря мелким трещинам в слое краски.
Команда ученых из Польской академии наук, Страсбургского университета и Йельского университета выяснила, что кракелюр — небольшие трещины на картинах, которые написаны на деревянных панелях — не только не говорит о плохом состоянии шедевров, но, напротив, защищает произведения искусства от воздействия окружающей среды и, следовательно, разрушения.
Самой распространенной основой для живописи служит холст, однако это не всегда было так. В страны Западной Европы холст пришел в начале XVI века, когда для написания своих шедевров его стали использовать художники из Флоренции и Венеции. Вслед за ними такую «базу» переняли представители северных школ, в том числе фламандцы. Таким образом, до XVI века картины писали в основном на деревянных панелях (из дуба, березы, тополя и так далее): к шедеврам так называемой панельной живописи можно отнести «Мона Лизу» Леонардо да Винчи, творения Джованни Беллини, Сандро Ботичелли и других великих художников.
В работе химиков, опубликованной в журнале Heritage Science, предметом изучения стал триптих «Страшный суд» фламандского художника немецкого происхождения Ганса Мемлинга, написанный в 1461-1473 годах.
В частности, они исследовали трещины на первом, грунтовом слое — «гессо» (gesso, в переводе с итальянского — гипс), смесь клея животного происхождения и белого пигмента, который наносили под краску. Этот слой расширяется вместе с древесиной вследствие влажности и сжимается при сухом воздухе, в результате чего на картинах появляются небольшие трещины. Поэтому в музеях существует строгий климат-контроль: температура от 21 до 22 градусов и влажность в пределах 45-55%.
«Современные экологические стандарты для выставок окрашенной древесины допускают только умеренные колебания относительной влажности. Безопасный диапазон был определен на основе лабораторных испытаний, когда трещины начинают образовываться в новом, неповрежденном материале. Однако это не отражает реальность, поскольку картины становятся старше, и на них образуется сеть из кракелюра. Наше исследование более точно отражает эту физическую реальность, с учетом того, как со временем у картин меняется восприимчивость к окружающей среде», — пишет химик из Института катализа и химии поверхностей (Польша) Лукаш Браташ.
Чтобы рассмотреть, как появляются трещины в слоях грунтового слоя, авторы взяли образцы двух деревянных панелей и покрыли их грунтовкой, приготовленной по традиционным рецептам. Дощечки выдержали в течение двух недель при плюс 25 градусах, а затем помещали в разные условия с относительной влажностью в 30, 50, 75 и 90%: такие перепады как раз приводят к растрескиванию слоев краски.
Затем панели просканировали с помощью компьютерной томографии, определив размер дефектов на грунтовочном слое. Эти измерения использовали в создании модели, показывающей, как в дальнейшем будут образовываться трещины. Учитывая упругость материалов и расширение древесины из-за влажности, ученые неожиданно выяснили, что со временем дефекты будут проявляться реже, так как сеть кракелюра не увеличивает, а снижает механическое напряжение внутри картины.
«Напряжение внутри грунта возникает в пространстве между трещинами. Чем больше эти зоны, тем сильнее напряжение, тем легче формируются новые разломы внутри краски. Этот процесс идет до тех пор, пока дистанция между трещинами не снижается до отметки, когда кракелюр перестает формироваться», — объяснил химик.
Однако авторы работы делают оговорку, что выводы их исследования применимы только для тех картин, которые уже имеют трещины. Если во время консервационной обработки или лакирования кракелюр заполнится, уязвимость полотна к воздействию окружающей среды может увеличиться. По мнению химиков, реставраторам следует быть осторожнее при заполнении таких «дефектов», так как именно сеть кракелюра позволяет верхнему слою картины расширяться и сжиматься без отслоения краски, тем самым предотвращая повреждение произведений искусства.
«Результаты дают потенциальное объяснение того, почему исторические панно с развитой сетью кракелюра остаются в сохранности, даже если условия окружающей среды, в которых они хранятся, далеки от идеальных. Мы надеемся, что наши выводы могут помочь развитию и принятию более умеренных стратегий по контролю климата в исторических зданиях и музеях», — подытожили исследователи.
Специалисты Биологического института ТГУ вместе с коллегами из Узбекистана впервые провели исследование микропластика в одной из крупных рек страны — Зарафшан, играющей важную роль в орошении полей. Анализ проб воды показал, что загрязняющие компоненты в ней отличаются от типов микропластика в других водных объектах.
В последнее время ученые много узнали о расцветке динозавров. Этому способствовала технология анализа меланосом — органелл, содержащих пигмент. А вот о том, какого цвета шерстью были покрыты первые млекопитающие, известно очень мало. В новой работе исследователи смоделировали расцветку шести представителей маммалиформ мезозойской эры из Китая, включая впервые описанное существо, похожее на белку-летягу.
Лопасти вертолета при полете создают вибрацию и шум, что приводит к дискомфорту пассажиров, увеличению нагрузки пилота, снижению долговечности компонентов конструкции. Для уменьшения этих эффектов существуют пьезоактуаторы — устройства, которые регулируют форму и наклон лопастей во время полета, чтобы те меньше вибрировали и шумели. Хотя теоретические основы таких «умных конструкций» уже существуют, их практическое применение требует разработки надежных методик проектирования. Ученые Пермского Политеха рассчитали, какие параметры лопасти позволяют добиться максимального изменения формы, чтобы лучше гасить вибрацию и шум.
Многие говорят, что занимаются спортом для поддержания здоровья. Однако ученые с помощью инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения установили, что на самом деле большинство людей к тренировкам подталкивает несколько другая причина.
В наши дни на кельтских языках говорят лишь в прибрежных областях северо-запада Европы. А две-три тысячи лет назад они охватывали большую часть европейского населения. Традиционно их связывали с археологической культурой колоколовидных кубков, есть работы об их появлении в Британии, на Иберийском полуострове, юго-западе Германии. А вот о прародине мнения разошлись. В новом исследовании ученые провели обширный генетический анализ древней ДНК и протестировали гипотезы происхождения этой группы индоевропейских языков.
Немецкие биологи купили кусочек янтаря, добытый из карьера в российском городе Янтарный, и обнаружили в нем застывшую бабочку. Вернее, яйцо, из которого больше 30 миллионов лет назад должна была появиться бабочка. Но зародыш завяз в древесной смоле и через несколько эпох попал в руки исследователей. По характерному строению яйца ученые отнесли находку к новому роду и виду.
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Исследователи из Южной Кореи и Канады нашли новое объяснение «парадоксу счастья». Они обнаружили, что попытки стать счастливее приводят к противоположному результату, потому что истощают систему самоконтроля.
Ученые МФТИ представили теоретическую работу, посвященную введению дополнительных соотношений неопределенности Гейзенберга в (1+3)-мерном пространстве Минковского и в (1+4)-мерной расширенной модели пространства. Это исследование может изменить наши представления о времени, пространстве и материи.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии