• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20.02.2020
Мария А.
18 086

Кракелюр на шедеврах эпохи Возрождения защитил их от разрушения

4.2

Химики установили, что многие картины, написанные на деревянных панелях, в том числе «Мона Лиза», смогли дожить до наших дней именно благодаря мелким трещинам в слое краски.

Кракелюр — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии / © Pinterest
Кракелюр — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии / © Pinterest / Автор: Наталья Федосеева

Команда ученых из Польской академии наук, Страсбургского университета и Йельского университета выяснила, что кракелюр — небольшие трещины на картинах, которые написаны на деревянных панелях — не только не говорит о плохом состоянии шедевров, но, напротив, защищает произведения искусства от воздействия окружающей среды и, следовательно, разрушения.

Самой распространенной основой для живописи служит холст, однако это не всегда было так. В страны Западной Европы холст пришел в начале XVI века, когда для написания своих шедевров его стали использовать художники из Флоренции и Венеции. Вслед за ними такую «базу» переняли представители северных школ, в том числе фламандцы. Таким образом, до XVI века картины писали в основном на деревянных панелях (из дуба, березы, тополя и так далее): к шедеврам так называемой панельной живописи можно отнести «Мона Лизу» Леонардо да Винчи, творения Джованни Беллини, Сандро Ботичелли и других великих художников.

В работе химиков, опубликованной в журнале Heritage Science, предметом изучения стал триптих «Страшный суд» фламандского художника немецкого происхождения Ганса Мемлинга, написанный в 1461-1473 годах.

Триптих «Страшный суд» Ганса Мемлинга / © Wikipedia

В частности, они исследовали трещины на первом, грунтовом слое — «гессо» (gesso, в переводе с итальянского — гипс), смесь клея животного происхождения и белого пигмента, который наносили под краску. Этот слой расширяется вместе с древесиной вследствие влажности и сжимается при сухом воздухе, в результате чего на картинах появляются небольшие трещины. Поэтому в музеях существует строгий климат-контроль: температура от 21 до 22 градусов и влажность в пределах 45-55%.

«Современные экологические стандарты для выставок окрашенной древесины допускают только умеренные колебания относительной влажности. Безопасный диапазон был определен на основе лабораторных испытаний, когда трещины начинают образовываться в новом, неповрежденном материале. Однако это не отражает реальность, поскольку картины становятся старше, и на них образуется сеть из кракелюра. Наше исследование более точно отражает эту физическую реальность, с учетом того, как со временем у картин меняется восприимчивость к окружающей среде», — пишет химик из Института катализа и химии поверхностей (Польша) Лукаш Браташ.

Сеть кракелюра на фрагменте триптиха «Страшный суд» Ганса Мемлинга / © Петр Френчек и Михал Обарзановский

Чтобы рассмотреть, как появляются трещины в слоях грунтового слоя, авторы взяли образцы двух деревянных панелей и покрыли их грунтовкой, приготовленной по традиционным рецептам. Дощечки выдержали в течение двух недель при плюс 25 градусах, а затем помещали в разные условия с относительной влажностью в 30, 50, 75 и 90%: такие перепады как раз приводят к растрескиванию слоев краски.

Затем панели просканировали с помощью компьютерной томографии, определив размер дефектов на грунтовочном слое. Эти измерения использовали в создании модели, показывающей, как в дальнейшем будут образовываться трещины. Учитывая упругость материалов и расширение древесины из-за влажности, ученые неожиданно выяснили, что со временем дефекты будут проявляться реже, так как сеть кракелюра не увеличивает, а снижает механическое напряжение внутри картины.

«Напряжение внутри грунта возникает в пространстве между трещинами. Чем больше эти зоны, тем сильнее напряжение, тем легче формируются новые разломы внутри краски. Этот процесс идет до тех пор, пока дистанция между трещинами не снижается до отметки, когда кракелюр перестает формироваться», — объяснил химик.

Однако авторы работы делают оговорку, что выводы их исследования применимы только для тех картин, которые уже имеют трещины. Если во время консервационной обработки или лакирования кракелюр заполнится, уязвимость полотна к воздействию окружающей среды может увеличиться. По мнению химиков, реставраторам следует быть осторожнее при заполнении таких «дефектов», так как именно сеть кракелюра позволяет верхнему слою картины расширяться и сжиматься без отслоения краски, тем самым предотвращая повреждение произведений искусства.  

«Результаты дают потенциальное объяснение того, почему исторические панно с развитой сетью кракелюра остаются в сохранности, даже если условия окружающей среды, в которых они хранятся, далеки от идеальных. Мы надеемся, что наши выводы могут помочь развитию и принятию более умеренных стратегий по контролю климата в исторических зданиях и музеях», — подытожили исследователи.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 10:00
Василий Парфенов

Ледяной покров Антарктики претерпевает значительные изменения на протяжении года, и его поведение хорошо изучено в общем. Но некоторые локальные аномалии объяснить не получается вот уже несколько десятилетий. Одна из них — полынья возвышения Мод, или полынья моря Уэдделла, которая появляется нерегулярно на одном и том же месте. Международная команда океанологов, наконец, смогла разгадать механизмы ее образования.

2 мая
Александр Березин

Получив ранение лица, взрослый дикий орангутан Ракус тщательно обработал его растением с анальгетическими, противовоспалительными и жаропонижающими свойствами. Ранее такое поведение животных ученые не отмечали. Авторы новой научной работы предположили, что подобные умения появились еще у общего предка людей и других человекообразных обезьян.

2 мая
Ольга Иванова

Исследователи из Великобритании проанализировали более 900 тысяч историй болезней собак и узнали, какие факторы влияют на то, насколько часто питомцев кусают клещи. В том числе удалось определить породы, подверженные укусам чаще других.

Позавчера, 10:00
Василий Парфенов

Ледяной покров Антарктики претерпевает значительные изменения на протяжении года, и его поведение хорошо изучено в общем. Но некоторые локальные аномалии объяснить не получается вот уже несколько десятилетий. Одна из них — полынья возвышения Мод, или полынья моря Уэдделла, которая появляется нерегулярно на одном и том же месте. Международная команда океанологов, наконец, смогла разгадать механизмы ее образования.

2 мая
Александр Березин

Получив ранение лица, взрослый дикий орангутан Ракус тщательно обработал его растением с анальгетическими, противовоспалительными и жаропонижающими свойствами. Ранее такое поведение животных ученые не отмечали. Авторы новой научной работы предположили, что подобные умения появились еще у общего предка людей и других человекообразных обезьян.

2 мая
Ольга Иванова

Исследователи из Великобритании проанализировали более 900 тысяч историй болезней собак и узнали, какие факторы влияют на то, насколько часто питомцев кусают клещи. В том числе удалось определить породы, подверженные укусам чаще других.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

17 апреля
НИУ ВШЭ

Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: