Исследование раскрыло микробиоту рисунков Леонардо да Винчи — Naked Science

Исследование раскрыло микробиоту рисунков Леонардо да Винчи

5.1

Ученые из Австрии и Италии изучили живопись Леонардо да Винчи на предмет того, какая микробиота преобладает в его рисунках. В результате специалисты нашли не то, что ожидали, — бактерии и человеческую ДНК.

Исследуемые рисунки Леонардо да Винчи / ©www.frontiersin.org

Статья опубликована в журнале Frontiers in Microbiology. Молекулярное изучение произведений искусства — популярное направление современной науки. Команда ученых из Университета прикладных наук Вены (Австрия) и Центрального института патологии архивов и книг (Италия) применила инновационный геномный подход Nanopore, в котором используют так называемое секвенирование третьего поколения в сочетании с протоколом амплификации генома (WGA), для изучения полного состава микробиоты семи набросков Леонардо да Винчи.

Результат удивил ученых. Так, выяснилось, что на работах мастера преобладают сообщества бактерий, а не грибков. Хотя специалисты до сих пор полагали, что на бумажных рисунках живут преимущественно грибы.

Поскольку многие бактериальные сообщества оказались типичными для микробиома человека, авторы исследования предположили, что часть микроорганизмов — это результат взаимодействия с рисунками реставраторов, а часть была занесена очень давно через мух и их экскременты. Преобладающими микроорганизмами в рисунках художника оказались Gammaproteobacteria отряда Pseudomonadales.

Экскременты насекомых на исследуемых рисунках (по возможности были удалены) / ©www.frontiersin.org

Еще одно интересное открытие — наличие большого количества человеческой ДНК. Увы, исследователи не могут полагать, что она принадлежит самому да Винчи: высока вероятность, что это следы работы с набросками все тех же реставраторов, которые взаимодействовали с рисунками в течение многих лет.

Кроме того, ученые выяснили, что и бактерии, и грибы на работах художника имеют связь с их географическим происхождением: часть из них, например, коррелирует с микробиотой Корсинской библиотеки Рима. Исследователи называют новый геномный подход инструментом для раскрытия биоархива произведений искусства, по которому можно создать своего рода каталог, где у каждого рисунка будет некий аналог «отпечатка пальца».

Соединенные Штаты завершили строительство первых бомбардировщиков B-21. В будущем такие машины должны сменить B-1B и B-2 Spirit. Первый полет новый самолет может совершить в 2022 году.