Компьютерную томографию связали с повышенным риском рака — Naked Science
19.07.2018

Компьютерную томографию связали с повышенным риском рака

Исследователи из Нидерландов предположили, что обследования методом компьютерной томографии могут повышать риск развития опухолей мозга у детей. В работе использовали данные о 168 тысячах детей и подростков.

space-occupying-lesion-with-midline-shift-sol-with-mass-effect-space-occupying-lesion-with-midline-shift-sol-with-mass-effect-braintumors-ct-scan

Ученые из Нидерландов заявили, что компьютерная томография может быть связана с повышенной вероятностью развития онкологических заболеваний у детей и молодежи. Исследование опубликовано в журнале Journal of National Cancer Institute.

Компьютерная томография (КТ) применяется в медицине с 1970-х, ее используют для обследования пациентов с травмами головы, головными болями и предполагаемыми повреждениями сосудов. Под контролем КТ проводят некоторые медицинские манипуляции, например пункции. По словам авторов новой работы, в последние два десятилетия КТ применяют значительно чаще, чем раньше. Дозы облучения при обследовании этим методом выше, чем у других видов лучевой диагностики.

Исследователи изучили данные о 168 394 детях и подростках в возрасте до 18 лет, которые прошли одну или несколько процедур компьютерной томографии в нидерландских больницах в период с 1979 по 2012 год. При анализе учитывалось, у скольких пациентов впоследствии развились различные опухоли мозга или лейкемия (именно с ними существующие работы связывают наибольший риск при КТ) и сколько участников исследования умерло из-за этих заболеваний или по другим причинам.

Авторы работы пришли к выводу, что более высокие дозы излучения, полученные при процедурах КТ, увеличивали риск развития опухолей мозга, при этом связи между томографией и вероятностью лейкемии ученые не обнаружили. Заболеваемость различными типами рака мозга у детей, прошедших процедуру, оказалась в полтора раза выше, чем ожидали исследователи. У тех, кто получал наиболее высокие дозы радиации (более 120 mGy), относительный риск возрастал в 2—4 раза по сравнению с населением в целом.

По словам ученых, взаимосвязь между КТ и опухолями мозга необходимо изучить подробнее. Высокий риск может быть отчасти связан с тем, что детям с подозрением на онкологическое заболевание чаще проводят томографию, но полностью исключать опасность процедуры пока нельзя. Исследователи считают, что врачам следует направлять пациентов на КТ лишь в том случае, если нужные данные невозможно получить более щадящими методами.

Ранее исследователи предложили методику терапии опухолей мозга при помощи генетически модифицированной сальмонеллы.

Специалисты показали устройство подводной лодки типа Gator, или SDV Mk.8 Mod 0. Она предназначена для доставки бойцов формирования специального назначения SEAL к цели.