Эксперты о квантовых компьютерах
30.05.2018
Редакция Naked Science

Вакцина от опухоли мозга продлила жизнь пациентов на несколько лет

С помощью персонализированного средства на основе собственных дендритных клеток пациентов ученым удалось увеличить среднюю продолжительность жизни людей с глиобластомой.

brain-scans-124775671

Ученые подвели итоги третьей фазы клинического исследования «вакцины» против глиобластомы — наиболее агрессивной формы опухоли мозга. Новая методика смогла значительно продлить жизнь 30% пациентов, при этом опасные побочные эффекты отметили лишь у нескольких участников исследования. Статья о результатах тестов опубликована в журнале Journal of Translational Medicine.

Причины развития глиобластомы до конца не ясны. Стандартная схема лечения включает хирургическое вмешательство, химиотерапию или лучевую терапию. Средняя продолжительность жизни после того, как у пациента обнаружили опухоль, — 12-15 месяцев. Прожить с этим диагнозом более пяти лет удается 3-5% людей.

Вакцина DCVax-L работает с помощью дендритных клеток (ДК), полученных из организма самого пациента. Они служат «разведчиками» — знакомят другие клетки иммунной системы с антигенами опухолевых клеток, которые необходимо уничтожить. Чтобы получить персонализированную вакцину, исследователи выделяют из крови или тканей пациента клетки-моноциты и выращивают из них дендритные клетки. Затем ДК проходят «обучение» в лабораторных условиях, взаимодействуя с клетками, полученными из опухоли. После этого средство на основе «обученных» дендритных клеток вводят в организм пациента — и его иммунная система начинает атаковать опухоль.

В исследовании участвовал 331 пациент с глиобластомой, все они до этого прошли хирургическую операцию и последующую химиотерапию с использованием темозоломида. 232 из них в дополнение к терапии получали персонализированную вакцину. Если у пациента происходил рецидив заболевания после операции, его переводили в группу получавших вакцину. Всего новый препарат вводили 86,4% участников исследования.

Люди, прошедшие лечение DCVax-L, в среднем жили более 23 месяцев после операции. Треть из них прожила в среднем не менее 40 месяцев, то есть как минимум на два года дольше, чем ожидали врачи. Некоторым участникам исследования удалось прожить больше семи лет. Серьезные побочные эффекты отметили лишь у семи участников исследования.

В ближайшее время ученые детально изучат результаты экспериментов, чтобы выяснить, насколько эффективна иммунотерапия при лечении онкологических заболеваний мозга.

Ранее ученые предложили бороться с глиобластомами при помощи вируса Зика, используя его способность поражать нейроны.