Колонизации Марса могут помешать микробы — Naked Science

Колонизации Марса могут помешать микробы

519-дневная имитация полета на Марс показала, как микроорганизмы могут угрожать будущим марсианским колонистам.

the-martian-matt-damon

Людей, которые отважатся стать колонизаторами Марса, ждет множество испытаний. Долгий полет может ударить по интеллектуальным способностям астронавтов, а сама жизнь на Красной планете связана с высоким риском онкологических заболеваний. Авторы нового исследования, основанного на данных эксперимента «Марс-500» по имитации пилотируемого полета на Марс, пришли к выводу: еще одной угрозой для колонистов станут микроорганизмы. В помещениях обнаружили множество микробов различных видов. Также ученые выделили точки, в которых концентрация микроорганизмов оказалась самой высокой.

«Марс-500» проходил в три этапа: на последнем шестеро участников провели в замкнутом комплексе 519 дней. Опыт постарались максимально приблизить к условиям долгого космического полета. Ресурсы были ограничены, связь с «Землей» доступна с задержкой. Во время «полета» участники проводили дополнительные эксперименты, изучая влияние изоляции на состояние здоровья.

Чтобы исследовать, как поведут себя микроорганизмы во время изоляции, участники каждый месяц собирали мазки с поверхностей и образцы воздуха в 20 точках комплекса. Через полгода после окончания эксперимента исследователи взяли образцы из этих точек еще один раз. Наиболее густо микроорганизмы населяли помещение, в котором «астронавты» спали, ели и отдыхали. На основе образцов ученые вырастили колонии микроорганизмов и провели генетический анализ, чтобы выявить определенные виды.

Помещение для отдыха / © AFP/Getty Images

Выяснилось, что со временем разнообразие видов микробов в замкнутом пространстве падает. По словам ученых, этот факт может представлять угрозу, если оставшиеся организмы будут патогенны для человека. Также исследователи выявили «горячие точки», населенные самым большим количеством микробов. Среди них оказались не только поверхности в туалете, но и столы в индивидуальных каютах. Исследователи считают, что эти данные стоит учесть при проектировании будущих космических кораблей и марсианских баз: например, покрывать поверхности антимикробными материалами.

По мнению ученых, микробы «на борту» комплекса не представляли опасности для участников опыта, но в реальности возможны и более сложные сценарии развития событий. Если патогенные микроорганизмы начнут активно размножаться, важно, чтобы колонисты обладали достаточными медицинскими навыками. Также нужен постоянный мониторинг микроорганизмов на борту.

Исследование опубликовано в журнале Microbiome.

Международная группа ученых выделила шесть хронотипов, которые точнее определяют биологические ритмы людей.