Клетки иммунитета повлияли на половое поведение крыс — Naked Science
16.08.2018

Клетки иммунитета повлияли на половое поведение крыс

Мастоциты усилили маскулинную манеру поведения.

Психологи из Университета штата Огайо (США) провели эксперимент на крысах с подавлением действия тучных клеток. Оказалось, с их влиянием исчезало и сексуальное влечение. Работа опубликована в журнале Journal of Neuroscience.

Тучные клетки, или мастоциты, — тип белых клеток крови, которые в зрелом состоянии встраиваются в соединительные ткани и имеют важное значение в нейроиммунной системе. Они играют ключевую роль в воспалительных процессах при аллергии.

Ученые сосредоточились на подавлении действия мастоцитов в преоптической области гипоталамуса. По словам автора исследования Катрин Ленц (Kathryn Lenz), это одна из самых важных областей, задействованных в выработке полового поведения у самцов.

Исследователи ингибировали клетки у эмбрионов, а затем смотрели, как грызуны ведут себя в зрелом возрасте. Они запустили экспериментальных самцов к фертильным самкам, готовым к спариванию, однако те не проявляли никакой заинтересованности, в отличие от неизмененных сородичей. Затем психологи проделали обратную процедуру с самками, активировав мастоциты химическими стимулами. После этого самки проявили больше «мужского» поведения. Вот как Катрин Ленц отозвалась о результатах:

«Это поразительно, потому что мужские самки не имеют внешних органов, чтобы вести себя подобно самцам, но вы об этом никогда бы не догадались. Они как будто пытаются оплодотворить других самок».

Ленц считает, что если человеческое развитие схоже с развитием крыс, тогда незначительные явления вроде аллергических реакций, травм или воспалений во время беременности могут повлиять на сексуальное поведение плода в будущем. По ее мнению, наука очень мало знает о роли иммунных клеток в мозге, так что это перспективное направление для последующих исследований.

В начале августа в журнале Cell Reports вышла статья, посвященная необычному случаю мозговой пластичности. Мозг десятилетнего мальчика сумел восстановить часть функций, утраченных после удаления затылочной области правого полушария, которая составляет примерно шестую часть от всего головного мозга.