10.05.2017
Редакция Naked Science

«Кассини» показала метановые облака Титана

Автоматическая межпланетная станция «Кассини» перед третьим пролетом между Сатурном и его кольцами сфотографировала метановые облака на Титане.

pia21610

Титан — крупнейший спутник Сатурна и второй по величине в Солнечной системе. Его диаметр составляет более пяти тысяч километров, что примерно в полтора раза больше Луны. При этом Титан является единственным спутником с плотной атмосферой, на поверхности которого находятся жидкие моря. Крупные размеры ограничивают изучение поверхности небесного тела и в то же время позволяют наблюдать за перемещениями газа в атмосфере. Поскольку температура поверхности спутника достигает –179 градусов Цельсия, метан приближается к своей тройной точке и, конденсируясь, формирует облака — обнаружить их (на высоте десятков километров) удалось в 1990-х годах.

Облака над северным полушарием Титана / ©NASA

До сих пор облака фиксировались, как правило, на полярных широтах Титана. На новых снимках, сделанных «Кассини», запечатлены три линии облаков, одна из которых расположена между 38 и 30 градусами северной широты, где облака встречались редко. Снимок был сделан на расстоянии 0,5 миллиона километров. Ранее станция передала на Землю новые изображения Сатурна — в соответствии с планом, на них запечатлены облака планеты в верхних слоях атмосферы — и изучила рассеяние света на пылевых частицах, из которых состоят внутренние кольца. В момент максимального сближения последние заслонили солнечный свет, что позволило оценить показатель с помощью ультрафиолетового спектрометра.

Снимки облаков размещены на сайте NASA.

На сегодняшний день «Кассини» выполнила три пролета между газовым гигантом и кольцами — 26 апреля, 2 мая и 9 мая. Вопреки ожиданиям, анализ плотности частиц в этой области показал, что в момент максимального сближения, на расстояние около 3 тысяч километров, станция встретила лишь несколько частиц пыли, диаметр каждой из которых не превысил одного микрометра. На время «нырков» связь со станцией прерывалась: это происходило из-за переориентирования аппарата таким образом, чтобы основная антенна выполняла функцию щита. По словам ученых, «большая пустота» между кольцами и Сатурном стала неожиданностью, однако, по-видимому, подобные меры предосторожности не потребуются.

На орбиту газового гиганта «Кассини» прибыла в июне 2004 года. Новая миссия, получившая название «Финальная опера», впервые позволила ученым полностью исследовать детали сезонного периода планеты. Всего аппарат сделает 22 маневра, после чего, ориентировочно к 15 сентября, сгорит в атмосфере Сатурна. В ходе дальнейших «нырков» станция также изучит химический состав колец газового гиганта и его магнитное и гравитационное поля: ожидается, что это поможет точнее определить возраст системы колец — по современным представлениям, он варьируется в пределах от 100 миллионов до одного миллиарда лет. Ранее NASA также показало видеомодель «Финальной оперы» перед падением станции.

Власти некоторых западных стран подтвердили случаи заражения новым вариантом дельта-штамма SARS-CoV-2 — AY.4.2.