А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
30.06.2021
Институт физиологии Павлова
2 421

Российские ученые использовали собственные бактерии организма вместо пробиотиков

4.5

Ученые Института физиологии имени И. П. Павлова РАН и Института экспериментальной медицины показали эффективность использования аутопробиотических бифидобактерий для нормализации кишечной микробиоты в состоянии дисбиоза.

Российские ученые применили собственные бактерии организма вместо пробиотиков / ©Getty images

Широкое применение в последние десятилетия в лечебной практике пробиотиков (полезных бактерий, обычно входящих в состав микробиоты человека и животных) показало их эффективность при лечении дисбиозов различного происхождения, вызванных заболеваниями или применением антимикробных препаратов. Однако, многие пробиотики по ряду причин достаточно быстро выводятся из организма, часто не достигнув концентрации, при которой проявляются их положительные эффекты.

Поэтому в настоящее время внимание медиков и биологов направлено на изучение полезных эффектов собственных, аутопробиотических штаммов бактерий, являющихся представителями собственной микрофлоры, к которым у организма имеется иммунологическая толерантность, а со стороны собственной микробиоты отсутствует антагонистическая активность.

Модель экспериментального дисбиоза (изменения состава микрофлоры) на крысах была разработана учеными из Института экспериментальной медицины (ИЭМ) под руководством профессора, доктора биологических наук Елены Игоревны Ермоленко с целью доклинического определения эффективности различных антимикробных препаратов в отношении нормализации кишечной микробиоты.

Однако до совместных исследований с Институтом физиологии имени Павлова РАН (ИФ РАН) при использовании этой модели практически не анализировалось влияние антимикробных препаратов на кишечные пищеварительные ферменты, в том числе те, которые участвуют также в защите против антигенов и в регуляции некоторых других важных физиологических функций.

«В нашем исследовании при использовании модели экспериментального дисбиоза у крыс, показано, что аутопробиотические бифидобактерии эффективны не только в отношении восстановления кишечной микробиоты, но и в отношении нормализации активности ключевых кишечных пищеварительных ферментов, включая те, которые участвуют также в защите против антигенов и в регуляции иммунных ответов», — комментирует исследование автор работы, заведующая лабораторией физиологии питания Людмила Викторовна Громова.

Однако в ходе нашего исследования был также обнаружен и отрицательный эффект, связанный с торможением двигательной активности толстой кишки под влиянием данных аутопробиотических бифидобактерий. Это говорит о том, что применение аутопробиотических бактерий, по-видимому, следует проводить в сочетании с другими аутопробиотиками, которые будут препятствовать проявлению данного эффекта. Вместе с тем, в некоторых случаях, например, при наличии диареи, такой отрицательный эффект может оказаться полезным.

«На сегодняшний день сделаны лишь первые шаги в направлении изучения полезных эффектов двух аутопробиотиков (аутопробиотические энтерококки и бифидобактерии), поэтому пока преждевременно делать прогнозы о целесообразности применения этих препаратов при лечении конкретных заболеваний, сопровождающихся дисбиозами», — подчеркивает важность продолжения экспериментов Громова.

Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН — один из институтов Отделения биологических наук Российской академии наук. Институт ведет фундаментальные и прикладные исследования, направленные на раскрытие механизмов высшей нервной деятельности, функционирования сенсорных и висцеральных систем организма.