Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Кракелюр на шедеврах эпохи Возрождения защитил их от разрушения
Химики установили, что многие картины, написанные на деревянных панелях, в том числе «Мона Лиза», смогли дожить до наших дней именно благодаря мелким трещинам в слое краски.
Команда ученых из Польской академии наук, Страсбургского университета и Йельского университета выяснила, что кракелюр — небольшие трещины на картинах, которые написаны на деревянных панелях — не только не говорит о плохом состоянии шедевров, но, напротив, защищает произведения искусства от воздействия окружающей среды и, следовательно, разрушения.
Самой распространенной основой для живописи служит холст, однако это не всегда было так. В страны Западной Европы холст пришел в начале XVI века, когда для написания своих шедевров его стали использовать художники из Флоренции и Венеции. Вслед за ними такую «базу» переняли представители северных школ, в том числе фламандцы. Таким образом, до XVI века картины писали в основном на деревянных панелях (из дуба, березы, тополя и так далее): к шедеврам так называемой панельной живописи можно отнести «Мона Лизу» Леонардо да Винчи, творения Джованни Беллини, Сандро Ботичелли и других великих художников.
В работе химиков, опубликованной в журнале Heritage Science, предметом изучения стал триптих «Страшный суд» фламандского художника немецкого происхождения Ганса Мемлинга, написанный в 1461-1473 годах.
В частности, они исследовали трещины на первом, грунтовом слое — «гессо» (gesso, в переводе с итальянского — гипс), смесь клея животного происхождения и белого пигмента, который наносили под краску. Этот слой расширяется вместе с древесиной вследствие влажности и сжимается при сухом воздухе, в результате чего на картинах появляются небольшие трещины. Поэтому в музеях существует строгий климат-контроль: температура от 21 до 22 градусов и влажность в пределах 45-55%.
«Современные экологические стандарты для выставок окрашенной древесины допускают только умеренные колебания относительной влажности. Безопасный диапазон был определен на основе лабораторных испытаний, когда трещины начинают образовываться в новом, неповрежденном материале. Однако это не отражает реальность, поскольку картины становятся старше, и на них образуется сеть из кракелюра. Наше исследование более точно отражает эту физическую реальность, с учетом того, как со временем у картин меняется восприимчивость к окружающей среде», — пишет химик из Института катализа и химии поверхностей (Польша) Лукаш Браташ.
Чтобы рассмотреть, как появляются трещины в слоях грунтового слоя, авторы взяли образцы двух деревянных панелей и покрыли их грунтовкой, приготовленной по традиционным рецептам. Дощечки выдержали в течение двух недель при плюс 25 градусах, а затем помещали в разные условия с относительной влажностью в 30, 50, 75 и 90%: такие перепады как раз приводят к растрескиванию слоев краски.
Затем панели просканировали с помощью компьютерной томографии, определив размер дефектов на грунтовочном слое. Эти измерения использовали в создании модели, показывающей, как в дальнейшем будут образовываться трещины. Учитывая упругость материалов и расширение древесины из-за влажности, ученые неожиданно выяснили, что со временем дефекты будут проявляться реже, так как сеть кракелюра не увеличивает, а снижает механическое напряжение внутри картины.
«Напряжение внутри грунта возникает в пространстве между трещинами. Чем больше эти зоны, тем сильнее напряжение, тем легче формируются новые разломы внутри краски. Этот процесс идет до тех пор, пока дистанция между трещинами не снижается до отметки, когда кракелюр перестает формироваться», — объяснил химик.
Однако авторы работы делают оговорку, что выводы их исследования применимы только для тех картин, которые уже имеют трещины. Если во время консервационной обработки или лакирования кракелюр заполнится, уязвимость полотна к воздействию окружающей среды может увеличиться. По мнению химиков, реставраторам следует быть осторожнее при заполнении таких «дефектов», так как именно сеть кракелюра позволяет верхнему слою картины расширяться и сжиматься без отслоения краски, тем самым предотвращая повреждение произведений искусства.
«Результаты дают потенциальное объяснение того, почему исторические панно с развитой сетью кракелюра остаются в сохранности, даже если условия окружающей среды, в которых они хранятся, далеки от идеальных. Мы надеемся, что наши выводы могут помочь развитию и принятию более умеренных стратегий по контролю климата в исторических зданиях и музеях», — подытожили исследователи.
Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.
Эпоксидные смолы известны своей прочностью, устойчивостью к химическим воздействиям и хорошими электрическими свойствами. Такие полимеры используют в качестве основы красок, покрытий, клеев и изоляционных материалов. Однако их применение ограничено высокой вязкостью. Ученые ПНИПУ синтезировали низковязкую, но прочную эпоксидную смолу. Разработка откроет новые горизонты ее использования, избавит от потребности применять разбавители и станет модификатором более высоковязких существующих смол без понижения механических характеристик. Например, клей и краска станут более устойчивыми.
В прошлом ИИ-системы выполняли определенный набор задач, а при появлении новых их нужно было переобучать. На это уходили дополнительные финансовые и вычислительные ресурсы. Открытие лаборатории исследований искусственного интеллекта T-Bank AI Research и Института AIRI меняет ситуацию. Ученые первыми в мире создали модель в области контекстного обучения (In-Context Learning), которая на нескольких примерах сама может учиться новым действиям.
Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.
Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.
На сегодня удалось подтвердить существование тысяч экзопланет, но лишь около 25 из них получилось запечатлеть напрямую. Причем из них лишь шесть объектов старше 100 миллионов лет. И вот, наконец, ученые смогли сделать снимок взрослой экзопланеты.
Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.
Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.
Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии