Кракелюр на шедеврах эпохи Возрождения защитил их от разрушения — Naked Science
9 минут
Мария Азарова

Кракелюр на шедеврах эпохи Возрождения защитил их от разрушения

4.2

Химики установили, что многие картины, написанные на деревянных панелях, в том числе «Мона Лиза», смогли дожить до наших дней именно благодаря мелким трещинам в слое краски.

Кракелюр — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии / © Pinterest
Кракелюр — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии / © Pinterest

Команда ученых из Польской академии наук, Страсбургского университета и Йельского университета выяснила, что кракелюр — небольшие трещины на картинах, которые написаны на деревянных панелях — не только не говорит о плохом состоянии шедевров, но, напротив, защищает произведения искусства от воздействия окружающей среды и, следовательно, разрушения.

Самой распространенной основой для живописи служит холст, однако это не всегда было так. В страны Западной Европы холст пришел в начале XVI века, когда для написания своих шедевров его стали использовать художники из Флоренции и Венеции. Вслед за ними такую «базу» переняли представители северных школ, в том числе фламандцы. Таким образом, до XVI века картины писали в основном на деревянных панелях (из дуба, березы, тополя и так далее): к шедеврам так называемой панельной живописи можно отнести «Мона Лизу» Леонардо да Винчи, творения Джованни Беллини, Сандро Ботичелли и других великих художников.

В работе химиков, опубликованной в журнале Heritage Science, предметом изучения стал триптих «Страшный суд» фламандского художника немецкого происхождения Ганса Мемлинга, написанный в 1461-1473 годах.

Триптих «Страшный суд» Ганса Мемлинга / © Wikipedia

В частности, они исследовали трещины на первом, грунтовом слое — «гессо» (gesso, в переводе с итальянского — гипс), смесь клея животного происхождения и белого пигмента, который наносили под краску. Этот слой расширяется вместе с древесиной вследствие влажности и сжимается при сухом воздухе, в результате чего на картинах появляются небольшие трещины. Поэтому в музеях существует строгий климат-контроль: температура от 21 до 22 градусов и влажность в пределах 45-55%.

«Современные экологические стандарты для выставок окрашенной древесины допускают только умеренные колебания относительной влажности. Безопасный диапазон был определен на основе лабораторных испытаний, когда трещины начинают образовываться в новом, неповрежденном материале. Однако это не отражает реальность, поскольку картины становятся старше, и на них образуется сеть из кракелюра. Наше исследование более точно отражает эту физическую реальность, с учетом того, как со временем у картин меняется восприимчивость к окружающей среде», — пишет химик из Института катализа и химии поверхностей (Польша) Лукаш Браташ.

Сеть кракелюра на фрагменте триптиха «Страшный суд» Ганса Мемлинга / © Петр Френчек и Михал Обарзановский

Чтобы рассмотреть, как появляются трещины в слоях грунтового слоя, авторы взяли образцы двух деревянных панелей и покрыли их грунтовкой, приготовленной по традиционным рецептам. Дощечки выдержали в течение двух недель при плюс 25 градусах, а затем помещали в разные условия с относительной влажностью в 30, 50, 75 и 90%: такие перепады как раз приводят к растрескиванию слоев краски.

Затем панели просканировали с помощью компьютерной томографии, определив размер дефектов на грунтовочном слое. Эти измерения использовали в создании модели, показывающей, как в дальнейшем будут образовываться трещины. Учитывая упругость материалов и расширение древесины из-за влажности, ученые неожиданно выяснили, что со временем дефекты будут проявляться реже, так как сеть кракелюра не увеличивает, а снижает механическое напряжение внутри картины.

«Напряжение внутри грунта возникает в пространстве между трещинами. Чем больше эти зоны, тем сильнее напряжение, тем легче формируются новые разломы внутри краски. Этот процесс идет до тех пор, пока дистанция между трещинами не снижается до отметки, когда кракелюр перестает формироваться», — объяснил химик.

Однако авторы работы делают оговорку, что выводы их исследования применимы только для тех картин, которые уже имеют трещины. Если во время консервационной обработки или лакирования кракелюр заполнится, уязвимость полотна к воздействию окружающей среды может увеличиться. По мнению химиков, реставраторам следует быть осторожнее при заполнении таких «дефектов», так как именно сеть кракелюра позволяет верхнему слою картины расширяться и сжиматься без отслоения краски, тем самым предотвращая повреждение произведений искусства.  

«Результаты дают потенциальное объяснение того, почему исторические панно с развитой сетью кракелюра остаются в сохранности, даже если условия окружающей среды, в которых они хранятся, далеки от идеальных. Мы надеемся, что наши выводы могут помочь развитию и принятию более умеренных стратегий по контролю климата в исторических зданиях и музеях», — подытожили исследователи.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
26 февраля
10 минут
Василий Парфенов

Даже при разработке точнейших научных инструментов случаются разные технические сюрпризы — и хорошо, если приятные. К счастью, именно так вышло на этот раз. Ученые получили очередную порцию данных с космического аппарата Parker Solar Probe и здорово удивились. На сделанном в оптическом диапазоне снимке ночной стороны Венеры видны детали поверхности, обычно скрытые плотными облаками. Теперь предстоит решить загадку: либо камера оказалась чувствительна к инфракрасному диапазону излучения, либо случайно обнаружилось «окно» для наблюдений через атмосферу этой планеты.

10 часов назад
75 минут
Редакция

Наверное, еще с того момента, как первые наши прапрапредки обрели сознание, человек боялся смерти и искал пути ее предотвратить или отсрочить. Древний человек жаждал утешения в представлениях о загробном мире, позже алхимики пытались изобрести зелья, которые помогли бы достичь бессмертия. С развитием науки ученые стремились понять, как работает наша смертность на клеточном уровне и еще глубже – и можно ли серьезно изменить отмеренный человеку век. Именно о теломерах часто говорят как о некоем секрете долголетия, том самом волшебном рычаге в ДНК, который может прибавить один-два десятка лет к нашей жизни. Так ли это?

26 февраля
8 минут
Мария Азарова

Математическое моделирование позволило подсчитать, что большинство случаев тяжелого течения коронавирусного заболевания и госпитализаций по этой причине в США оказались связаны с одним из четырех кардиометаболических нарушений, а главным образом — с ожирением.

26 февраля
10 минут
Василий Парфенов

Даже при разработке точнейших научных инструментов случаются разные технические сюрпризы — и хорошо, если приятные. К счастью, именно так вышло на этот раз. Ученые получили очередную порцию данных с космического аппарата Parker Solar Probe и здорово удивились. На сделанном в оптическом диапазоне снимке ночной стороны Венеры видны детали поверхности, обычно скрытые плотными облаками. Теперь предстоит решить загадку: либо камера оказалась чувствительна к инфракрасному диапазону излучения, либо случайно обнаружилось «окно» для наблюдений через атмосферу этой планеты.

10 часов назад
75 минут
Редакция

Наверное, еще с того момента, как первые наши прапрапредки обрели сознание, человек боялся смерти и искал пути ее предотвратить или отсрочить. Древний человек жаждал утешения в представлениях о загробном мире, позже алхимики пытались изобрести зелья, которые помогли бы достичь бессмертия. С развитием науки ученые стремились понять, как работает наша смертность на клеточном уровне и еще глубже – и можно ли серьезно изменить отмеренный человеку век. Именно о теломерах часто говорят как о некоем секрете долголетия, том самом волшебном рычаге в ДНК, который может прибавить один-два десятка лет к нашей жизни. Так ли это?

26 февраля
8 минут
Мария Азарова

Математическое моделирование позволило подсчитать, что большинство случаев тяжелого течения коронавирусного заболевания и госпитализаций по этой причине в США оказались связаны с одним из четырех кардиометаболических нарушений, а главным образом — с ожирением.

21 февраля
20 минут
Василий Парфенов

Кого и что только ни успели уже обвинить в технологической катастрофе, которая произошла на этой неделе в США. Но эмоции плавно оседают, и начинают появляться первые результаты разбирательства. А они порой вызывают искреннее недоумение, честно говоря.

2 февраля
44 минуты
Александр Березин

В научном журнале The Lancet появились итоги клинических испытаний «Спутника-V», и на первый взгляд эта публикация — триумф. Российская вакцина показала эффективность выше, чем у Pfizer и Moderna. Увы, на этом хорошие новости закончились. Плохих две.

26 февраля
10 минут
Василий Парфенов

Даже при разработке точнейших научных инструментов случаются разные технические сюрпризы — и хорошо, если приятные. К счастью, именно так вышло на этот раз. Ученые получили очередную порцию данных с космического аппарата Parker Solar Probe и здорово удивились. На сделанном в оптическом диапазоне снимке ночной стороны Венеры видны детали поверхности, обычно скрытые плотными облаками. Теперь предстоит решить загадку: либо камера оказалась чувствительна к инфракрасному диапазону излучения, либо случайно обнаружилось «окно» для наблюдений через атмосферу этой планеты.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: