Мы с вами знакомы? — Naked Science

Мы с вами знакомы?

Американские нейрофизиологи научились избирательно стирать только воспоминания о социальных взаимодействиях, не затрагивая остальную память.

Brain

«Мы с вами не разговаривали вчера?» — с таким вопросом постоянно обращался к другим знаменитый Янус Полуэктович Невструев, директор НИИЧАВО из культовых книг братьев Стругацких. Но если фантасты предложили этой любопытной привычке свое — фантастическое — объяснение, то нейрофизиологи приготовили свое. Разумеется, связанное с мозгом.

В ходе работы, результаты которой представили недавно американские исследователи из группы профессора Стивена Сигельбаума (Steven Siegelbaum), им удалось связать одну из областей в мозге с механизмами работы социальной памяти. Проще говоря, с запоминанием других особей своего вида и истории своих взаимодействий с ними.

Область СА2 локализована в гиппокампе, одном из ключевых элементов лимбической системы мозга, расположенных в височных отделах его больших полушарий. Две небольшие, похожие на морских коньков железы играют ключевую роль в формировании эмоций и памяти. Удерживая важнейшие детали происходящего, именно он контролирует их переход в долговременную память.

Гиппокамп на МРТ снимке

©pnas.org

Еще в 1953 году в попытке избавить Генри Молесона (Henry Molaison) от эпилепсии хирурги удалили ему гиппокамп — и больной внезапно полностью потерял способность формировать новые воспоминания, касающиеся собственных взаимодействий с другими людьми. Случай «пациента Н.М.» получил огромную известность, весьма наглядно показав, что гиппокамп особенно важен для запоминания социальных взаимодействий.

Но гиппокамп — структура неоднородная. Одна его часть (зубчатая извилина) участвует в распознавании деталей обстановки, другая (зона АС3 в аммоновом роге) позволяет восстановить воспоминание по его частичным деталям, а третья (АС1) необходима для работы всех видов памяти. При этом роль участка АС2, расположенного между ними, до сих пор оставалась толком невыясненной.

Известно, что клетки этой области активно синтезируют вазопрессин — гормон, участвующий в регуляции сексуального и агрессивного поведения, отцовском поведении мужчин и дружбе — словом, именно в важнейших социальных отношениях. Это и навело Стивена Сигельбаума на мысль внимательнее изучить роль АС2 в работе «социально-ориентированной» памяти.

Ученым удалось вывести трансгенную линию лабораторных мышей, нейроны АС2 у которых несли особые рецепторы, позволяющие точечно блокировать их работу прямо в живой взрослой особи. Ингибировав активность нейронов АС2, они провели с такими мышами серию тестов. «Все выглядело совершенно нормально, пока мы не стали проверять социальную память, — говорят авторы работы. — В норме мыши по природе проявляют большое любопытство к ранее незнакомым им мышам, они тратят больше внимания и времени на знакомство с ними, нежели на общение с давно знакомыми животными. Однако в наших экспериментах мыши с заблокированными нейронами в области СА2 не проявляли к «новеньким» никакого особенного интереса». Как будто и те, и другие были им одинаково знакомы — или незнакомы — или безразличны.

К такому выводу пришли ученые из Бразилии. Небольшие различия между слезной жидкостью диких животных и человека, которые обнаружили исследователи, могут улучшить понимание эволюции слез у разных видов, а также помочь в разработке офтальмологических препаратов.