18.05.2017
Редакция Naked Science

Голодные крысы помешали воспроизводимости экспериментов

Психологи обнаружили ошибку в серии экспериментов, результаты которых не удавалось воспроизвести около 15 лет.

rats

Воспроизводимость результатов исследования — одна из основ научного знания. Это понятие подразумевает: если группа ученых проводит эксперимент, то другая группа может его повторить, используя авторское описание методики опыта, и получить похожий результат. На воспроизводимость экспериментов влияет множество факторов: особенности работы программного обеспечения, возможность ложных корреляций и даже пол экспериментаторов. Последний фактор, как оказалось, влияет на реакции лабораторных мышей.

Острее всего проблема воспроизводимости результатов стоит в медицине и психологии. В 2015 году ученые попытались воспроизвести 100 различных психологических экспериментов, результаты которых опубликовали ведущие научные журналы. С разной степенью близости удалось воспроизвести только 39 работ из 100.

Разрешить загадку нескольких невоспроизводимых экспериментов взялась группа ученых под руководством психолога Лесли Кэй (Leslie Kay) из Чикагского университета. Ученые работали с описаниями экспериментов, в которых крысы должны были различать два запаха. В первом случае крыса, почувствовав запах банана, подавала сигнал и получала вознаграждение, а учуяв, например, грязные носки, оставалась неподвижной. Во второй серии экспериментов крыса могла подавать сигналы двух типов — для каждого запаха свой, и получала вознаграждение в обоих случаях.

Схема первого эксперимента, Behavioral Neuroscience

Несмотря на то, что предмет исследования оставался неизменным, группы около 15 лет приходили к разным выводам. Группа, проводившая первый эксперимент, считала: крысы внимательно обнюхивают образец и последовательно анализируют изменения в запахе. Вторая группа заявляла, что крысы быстро вдыхают запах и убегают, анализируя информацию на ходу.

Группа Лесли Кэй использовала девять пар запахов в обоих типах экспериментов. Воспроизвести результаты каждого из экспериментов удалось — крысы вели себя так же, как было описано. Однако, проведя эксперименты, ученые обнаружили существенную разницу в дизайне предыдущих опытов. Задания для крыс были максимально стандартизированы, но на результаты повлияли типы вознаграждения, небольшая разница в методике обучения крыс и чувство голода у животных. Внимательно отследив разницу и проведя оба эксперимента без отличий, группа Кэй получила воспроизводимые результаты.

По словам ученых, их исследование показывает, насколько важно использовать различные пути исследования перед тем, как сделать окончательный вывод.