Геологи рассказали о происхождении жеоды Пульпи — Naked Science
16.10.2019
София Жаботинская

Геологи рассказали о происхождении жеоды Пульпи

Ученым удалось прояснить геологическую историю необычной пещеры.

В жеоде Пульпи.
В жеоде Пульпи. / ©Hector Garrido

Жеода Пульпи находится возле одноименного испанского городка, на глубине около 50 метров. Это одна из самых необычных пещер Земли. Подземная яйцевидная полость объемом около 11 кубических метров, стены которой усеяны зазубренными кристаллами, напоминает Крепость одиночества Супермена.

Жеодами называют небольшие полости в осадочных либо вулканических породах, частично или полностью заполненные минеральным веществом. Обычно эти образования мелкие — несколько сантиметров в диаметре. Полости размером в один метр уже считаются очень большими, а жеоду Пульпи можно назвать гигантской. Ученые из Гранадского университета реконструировали историю геологического развития этой жеоды, составили карту окружающих ее структур и попытались понять, как она образовалась. Статья об этом исследовании опубликована в журнале Geology.

Кристаллы, наполняющие уникальную пещеру, — селенит, одна из разновидностей гипса, отличающаяся параллельно-волокнистой структурой агрегатов. На протяжении 20 лет, которые прошли со времени открытия жеоды Пульпи, геохимическое происхождение этих кристаллов оставалось загадкой для ученых. Выяснить механизм их образования оказалось трудной задачей, ведь гидротермальная система жеоды уже давно неактивна.

Исследователи под руководством геолога Хуана-Мануэля Гарсии Руиса выдвинули гипотезу, которая могла бы объяснить формирование необычной каверны и селенитовых наростов в ней. Вероятнее всего, кристаллы росли по «самоподдерживающемуся механизму» благодаря непрерывной подаче солей, которую обеспечивало растворение ангидрита (безводного сульфата кальция).

Кристаллы селенита / © Jorge Lopez

Этот процесс проходил при температуре около 20 °C и подкреплялся так называемым Оствальдовским созреванием. Это конденсация перенасыщенной фазы вещества, при которой рост крупных зерен кристаллов происходит за счет более мелких, с растворением капель без их предварительного слипания.

Еще одной сложной задачей оказалась датировка формирования полости. Селенит в жеоде очень чистый и практически без сколов, что затрудняет его изучение. Ученые предполагают, что кристаллы сформировались уже после Мессинского пика солености — практически полного высыхания Средиземного моря, которое случилось примерно 5,6 миллиона лет назад. «Скорее всего, они моложе двух миллионов лет, но старше 60 000 лет, потому что это возраст карбонатной корки, покрывающей один из крупных селенитов», — говорит Гарсия Руис. Это довольно большой диапазон, и в последующих исследованиях ученые попытаются его максимально сузить.

Это исследование дает возможность лучше понять, как проходят геохимические процессы, ведущие к образованию подобных полостей. Работа испанских ученых показывает, что структуры вроде жеоды Пульпи не являются аномалиями и могут быть объяснены в рамках существующих геологических концепций.

Жеода открыта для туристов / © offitravel

Жеода Пульпи не единственная интересная подземная находка за последнее время. Ранее ученые из Мексики обнаружили ритуальную пещеру индейцев майя, а ученый из Университета Индианаполиса нашел новый вид пауков в пещерах Индии.