19.05.2017, 19:48
Руслан Зораб

Фауна докембрия оказалась более подвижной, чем считалось ранее

Очень может быть, что некоторые ее представители активно плавали в толще воды.

3551887ad654215ee655d803a88

Парванкорины — маленькие животные, жившие на Земле в эдиакарский период (635–541 миллион лет назад), — умели плавать или как минимум ориентировать свое тело в набегающем потоке воды. Таков главный вывод, следующий из статьи, опубликованной международной группой исследователей в журнале Royal Society Biology Letters.

Parvancorina — род эдиакарских животных, характеризующихся своеобразной формой тела, выступы которого образуют фигуру, напоминающую якорь. На данный момент известно два вида, представители которых были небольшими — с мелкую монетку. Исследователи проанализировали с помощью метода вычислительной гидродинамики, как тело животного вело себя в набегающем потоке воды.

P. minchami, современная модель. Фото Википедия

«Наш анализ показывает, что сопротивление потока, текущего спереди назад, значительно меньше, чем сопротивление бокового потока, — говорит глава исследовательской группы Симон Дарроч из Университета Вандербильта. — В сильных течениях, характерных для мелководных океанических сред, парванкорина выиграла бы от позиционирования своего тела по направлению движения воды».

Это означает, что перед нами самое старое на сегодня животное, обладающее, как выражаются ученые, реотаксисом — привычкой двигаться навстречу набегающему потоку воды. Из нынешних животных такой способностью обладают рыбы.

Анализ показал также, что при «правильном» расположении животного в потоке его гребень направлял жидкость к определенным местам на теле. Такая способность была бы очень полезна, будь парванкорина фильтратором.

Это второй случай применения вычислительной гидродинамики в вендской палеонтологии. В 2015 году та же команда исследователей использовала его для анализа структуры потока вокруг Tribrachidium heraldicum — дискообразного организма с тремя спиральными гребнями на спине. Тогда анализ подтвердил предположение, что это самый старый известный механизм подачи суспензии для питания — ему около 555 миллионов лет.