Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
ExoMars: краткий путеводитель
В эти дни с Байконура на Марс отправляется совместная российско-европейская миссия. Готовясь следить за ее стартом, узнаем главные подробности предстоящего полета.
В последние годы отечественная космонавтика редко радует нас масштабными научно-исследовательскими проектами. При этом наши ученые и разработчики участвуют в создании многих зарубежных миссий, а наши компоненты и приборы используются во многих аппаратах, которые отправляют в полет европейское и американское космические агентства. Увы, знают об этом лишь специалисты и энтузиасты. Однако в новой миссии ExoMars мы выступаем уже полноценными партнерами, и даже западные новостные ленты называют ее совместной. Зонд должен отправиться к Марсу в течение этой недели, а пока давайте познакомимся с ним поближе.
Большой проект ExoMars уже с самого начала включает работу двух отдельных аппаратов – орбитального TGO (Trace Gas Orbiter – «Орбитальный модуль для анализа следовых газов») и спускаемого Schiaparelli, названного в честь великого итальянского астронома Джованни Скиапарелли. К Марсу они прибудут после семимесячного перелета в октябре 2016 года, а выполнение научной программы начнется еще несколько месяцев спустя, после завершения проверки и калибровки бортовых систем.
Модуль TGO останется над поверхностью планеты и, вооруженный четырьмя мощными инструментами, будет анализировать газовый состав ее разреженной атмосферы. Главной целью поисков станут вещества, которые потенциально могут быть связаны с деятельностью живых организмов, – такие как водяной пар, а также метан и продукты его разложения.
Присутствие следовых количеств метана на Марсе давно не секрет, однако TGO нанесет его распределение на карту и, возможно, позволит выяснить происхождение этого газа. Метан легко распадается под действием солнечного ультрафиолета, и какой-то процесс должен постоянно пополнять его запасы в атмосфере Красной планеты. И если на Земле метан появляется благодаря живым организмам, что же тогда является его источником на Марсе? На этот интригующий вопрос и поможет найти ответ новый зонд.
Другой задачей TGO станет поиск скрытых под поверхностью запасов водного льда. Нейтронный детектор позволит заглянуть на глубину до 1 м и наметить участки, достаточно богатые этим ключевым ресурсом и наиболее подходящие для высадки следующих миссий, в том числе и пилотируемых. Надо отметить, что такие детекторы – традиционные для межпланетных миссий инструменты, которые разрабатываются в Институте космических исследований (ИКИ) РАН, в том числе для зарубежных аппаратов.
Параллельно этому демонстрационный десантный зонд Schiaparelli проведет пробную посадку на поверхность Красной планеты. Модуль должен отработать новые технологии снижения и торможения при помощи парашютов и двигателей, мягко опустившись на сравнительно ровное плато Меридиана близ экватора.
На Марсе он проработает недолго и, пока хватит заряда бортовых аккумуляторов, будет собирать данные о метеорологической и сейсмической обстановке. Эта работа продлится, по ожиданиям инженеров, не более 2–8 дней, в зависимости от обстоятельств. Но главная задача Schiaparelli остается испытательной: зонд проложит дорогу для следующего этапа миссии.
Эта фаза намечена на 2018 год, когда на Красную планету должен отправиться полноценный марсоход ExoMars, разработанный специалистами ESA. Место посадки для него выберут по данным наблюдений TGO – этот вариант самый многообещающий. И если Schiaparelli позволит лишь отработать спуск, то TGO продолжит работать и дальше в тандеме с марсоходом, обеспечивая его коммуникации с Землей, в том числе передачу научных данных. Для этого он спустится на более низкую орбиту, с которой сможет выполнять роль ретранслятора для ExoMars и, возможно, следующих миссий, которые стартуют уже после 2020 года.
Планируется, что шестиколесный марсоход массой около 270 кг будет нести до 10 кг полезной нагрузки, включая специализированный бур, позволяющий забирать пробы с глубины до 2 м. Его миссия рассчитана на полгода и во многом будет проводиться в автоматическом режиме. В самом деле, ExoMars – аппарат высокоинтеллектуальный, он будет способен самостоятельно управлять своим движением почти так же хорошо, как беспилотные машины Google, к тому же он сможет анализировать панорамные и стереоизображения, показания ИК-датчиков, составлять карты для навигации и преодолевать до 100 м в день.
Помимо бура марсоход будет оснащен приборами для поиска жизни. Об этом говорит само название аппарата ExoMars – от слова еxobiology (что в переводе с английского означает «экзобиология»). Конечно, никто уже не ждет, что аппарат найдет на Красной планете хоть что-нибудь жизнелюбивое и процветающее, однако где-нибудь в углах, в расселинах, во льдах надежда найти микробы или их следы еще сохраняется. Для таких поисков марсоход и вооружен помимо бура парой инфракрасных спектрометров для анализа органического состава проб.
Первоначально ключевым партнером европейцев в проекте было американское космическое агентство, однако еще в феврале 2012 года, ссылаясь на бюджетные проблемы, в NASA заявили о выходе из программы для сосредоточения усилий на собственных миссиях к Марсу. «Эстафетную палочку» США подхватил Роскосмос.
Ключевым участником ExoMars остается ESA, однако и вклад России оказывается немалым. Это и две ракеты «Протон» вместе с услугами по их запуску, и спускаемый аппарат для мягкой посадки марсохода, а также целый ряд научных инструментов для марсохода и орбитального модуля TGO, включая уже упомянутый выше нейтронный детектор.
Для Европы это будет второй большой марсианский проект после лишь наполовину удачной – и такой же «двойной» – миссии Mars Express. После старта в 2003 году и успешного перелета орбитальный модуль продолжает работу до сих пор, однако спускаемый Beagle 2 заглох еще на этапе спуска. Как выяснилось позднее, на поверхность Марса он высадился благополучно, однако не смог начать работу из-за проблем с раскрытием панелей солнечных батарей.
России еще со времен СССР с Марсом традиционно не везет. В 1973 году, штурмуя Красную планету, погибли четыре отечественных аппарата, не сумевшие мягко высадиться. В 1988 году неудачей окончились перелеты зондов серии «Фобос», а в 2011-м миссия «Фобос-Грунт» не сумела даже выйти на траекторию отлета от Земли. Тем важнее для нас предстоящее событие.
Оба аппарата первого этапа миссии ExoMars – и орбитальный TGO, и спускаемый Schiaparelli – отправятся в полет вместе на борту уже приготовленной к запуску ракеты-носителя «Протон-М». Стартовое окно обозначено между 14 и 25 марта 2016 года, и взлет с космодрома Байконур может состояться уже сегодня. Научные журналисты, конечно, люди совсем не суеверные, но мы все-таки скрестим пальцы за благополучный запуск и мягкую посадку.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Ученые Института истории материальной культуры РАН и Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН провели масштабное исследование, в ходе которого были систематизированы данные о погребальном обряде, планиграфии и хронологии некрополей крупнейшего протогородского центра эпохи бронзы Гонур-депе в Юго-Восточном Туркменистане. Полученные результаты подтверждают особую роль Гонур-депе как ключевого административного и ритуального центра одной из самых загадочных древних земледельческих культур Центральной Азии — цивилизации Окса.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии