29.11.2013
Редакция Naked Science

Европа и Вселенная

Масштабные планы Европейского космического агентства: гамма-Вселенная и гравитационные волны.

Artist_s_impression_of_an_active_galaxy

Вчера руководство ESA окончательно определилось с планами следующих космических миссий большого масштаба. Поучительно, что обе они посвящены не менее масштабным задачам фундаментальной космологии и эволюции нашей Вселенной.

Ключевые научные задачи европейское агентство решает в рамках программы Cosmic Vision. Миссии, которые при этом реализуются, разделяются на три «класса» ? малые, средние и большие. Конечно, самое большое внимание привлекают именно большие проекты.

Выбор миссий L2 и L3 начался еще в марте этого года, когда европейские ученые представили в ESA свои варианты и предложения. Всего было получено 32 заявки, которые затем широко обсуждались в научном и космическом сообществе. Резолюция по ним была озвучена 28 ноября.

Первый из этих проектов ? L2 ? будет посвящен теме «горячей и энергетической Вселенной», изучением которой займется будущий ультрасовременный космический рентгеновский телескоп. Запуск его пока намечен на 2028 год.

Основной задачей его станет помощь ученым в поиске ответов на два важнейших вопроса. Во-первых, как и почему вещество формирует галактики и скопления галактик. Во-вторых, как происходит эволюция черных дыр и как они влияют на свое близкое окружение. По большому счету, вопросы эти взаимосвязаны, ведь в активных центрах большинства галактик царят как раз сверхмассивные черные дыры, которые, как считается, оказывают важнейшее влияние на их формирование и эволюцию.

L3, второй масштабный проект, будет посвящен давней проблеме ? поиску гравитационных волн, предсказанных еще Общей теорией относительности. Эта «рябь пространства-времени» должна создаваться некоторыми объектами, обладающими исключительно мощной и неспокойной гравитацией ? скажем, парой сливающихся черных дыр. Несмотря на все попытки, до сих пор обнаружить их экспериментально не удается. Эта миссия должна быть запущена в 2034 году ? она подразумевает отправку на орбиту сложного «гравитометра».

Несмотря на то, что до запуска обеих миссий остается больше 10 лет, работы по ним начнутся уже в ближайшее время. В начале 2014 г. начнется прием проектов будущей рентгеновской обсерватории, а чуть позже ? и «ловца» гравитационных волн. Ну а мы будем следить за развитием событий.