Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
25.11.2016
Редакция Naked Science

Джетлаг связали с гепатоцеллюлярной карциномой

Американские ученые обнаружили, что синдром смены часового пояса, или джетлаг, может повышать риск развития гепатоцеллюлярной карциномы. Результаты работы представлены в журнале Cancer Cell.

fibrolamellar_hepatocellular_carcinoma_-2-_high_mag

Гепатоцеллюлярная карцинома — злокачественная опухоль печени в результате трансформации гепатоцитов. Одной из причин заболевания считается неалкогольная жировая болезнь печени — состояние, при котором более пяти процентов массы органа составляет жир (из-за нарушения метаболизма или гормональных изменений). При этом предыдущие исследования показали, что жировой гепатоз (как и ожирение) может быть связан со сбоями в работе циркадных ритмов, в том числе с хроническим недосыпанием.

Чтобы проверить это, ученые из Бейлорского медицинского колледжа провели серию экспериментов. Для этого здоровых мышей помещали в условия, при которых время включения и выключения света ночью еженедельно изменялось. Животные из контрольной группы находились в стабильных световых условиях, при этом обе группы получали нормальное питание. Затем авторы проводили их метаболимику на предмет нарушений обмена веществ. Результаты показали, что метаболизм нарушался у мышей из экспериментальной группы.

Предполагаемый механизм возникновения карциномы. / © Nicole M. Kettner, Cancer Cell, 2016

Так, у мышей с хроническим недосыпанием печень быстрее накапливала жир и вместе с тем синтезировала больше желчных кислот. В норме эти кислоты необходимы для переваривания пищи, однако, согласно прошлым работам, их избыток повышает риск гепатоцеллюлярной карциномы. Оказалось, что нарушения циркадных ритмов у животных связаны с двумя ядерными рецепторами — FXR (регулирует уровень кислот) и CAR (регулирует их распад). В отличие от CAR, блокирование FXR чаще приводило к раку печени.

Исследователи намерены продолжить работу для прояснения механизмов развития карциномы. Кроме того, они надеются, что полученные данные помогут в разработке препаратов, действие которых направлено на профилактику заболевания. «Этот эксперимент позволил нам сопоставить несколько факторов, чтобы прийти к такому выводу. Вероятно, большинство людей будут удивлены тем, что хронического джетлага может быть достаточно для возникновения рака печени», — сообщила соавтор работы Лонинг Фу (Loning Fu).