16.05.2014
Редакция Naked Science

Как Сибирь Америку заселяла

Получено очередное доказательство того, что народы России и индейцы Северной Америки – родственники.

20skeleton-superJumbo
©Wikipedia / Автор: Milonia Larcius

Установить кровную связь между древними индейцами и народами Сибири и Чукотки помог найденный скелет индейской девушки, упавшей на дно мексиканской пещеры Ойо-Негро 13 тыс. лет назад. С его помощью ученые восстановили ДНК древних индейцев.

Надо сказать, что большая часть археологов придерживается той версии, что предки современных индейцев проникли в Северную Америку примерно 15-14 тыс. лет назад. В этом им помог «беринговый мост» – узкая полоса льда и земли между Аляской и Чукоткой. До недавнего времени ученые полагали, что аборигены Северной Америки принадлежали к так называемой культуре Кловис, названной в честь городка в штате Нью-Мексико, где в конце 1930-х годов обнаружили одну из первых стоянок индейцев.

Впрочем, сейчас эти выводы подвергаются сомнению в связи с различиями во внешнем облике представителей племен Кловис, современных индейцев и жителей Чукотки. Дело в том, что лица индейцев каменного века были довольно узкими с выпуклым лбом. При этом характерные азиатские черты отсутствовали. Поэтому, как считают многие археологи, заселение Северной Америки прошло в ходе двух и более волн миграции. Причем, первые волны, в том числе и культура Кловис, не оставили потомков.

Подобные сомнения сегодня удалось развеять известному американскому палеонтологу Джеймсу Чаттерсу из компании Applied Paleoscience в Ботелле (США), благодаря обнародованию итогов раскопок под его руководством в Мексике.

Между тем, открытие группы Чаттерса берет свое начало еще в мае 2007 года. Тогда профессиональный водолаз и спелеолог Альберто Нава вместе с несколькими друзьями отправились на полуостров Юкатан, на котором, как известно, расположено множество полузатопленных пещер. Одна из таких пещер оказалась особенно непростой для погружений. Эта пещера состоит из узкого и крайне сложного для продвижения тоннеля длиной в километр и огромной «залы», ни дна, ни стен которой не видно, поскольку в этот грот не пробивается ни один луч света. В связи с этим, кстати, Нава и его друзья окрестили пещеру «черной дырой», или Ойо-Негро.

Опасная, но таинственная пещера, однако, не давала покоя любителям экстрима. Поэтому уже через два месяца спелеологи вернулись в Ойо-Негро, вооружившись комплектом мощных подводных фонарей и прожекторов. Все это помогло им найти дно пещеры и изучить его содержимое. Кроме костей крупных и мелких животных, например, гигантских ленивцев и других представителей вымершей мегафауны Америки, спелеологи наткнулись  на сенсационную находку – полный скелет человека.

Подводные спелеологи изучают пещеру Ойо-Негро

©Paul Nicklen/ National Geographic

Достав его, Нава и его друзья передали останки профессиональным палеоантропологам и генетикам. И не зря – выяснилось, что скелет принадлежит 15-16-летней девушке, жившей примерно 13-12 тыс. лет назад. Ученые предположили – вероятно, она поскользнулась и упала на дно пещеры во время похода за водой.

Вспомнив о традиции древних греков, полагавших, что речные и озерные нимфы – наяды – живут в прибрежных пещерах, девушку назвали Найей.

Прелесть находки, впрочем, не в этом. В первую очередь, найденные останки уникальны потому, что это первый полный скелет древнего индейца, который был найден в Северной Америке, и который, судя по строению черепа и других частей тела, принадлежит представительнице культуры Кловис. Во-вторых, из-за особых химических условий на дне пещеры в костях и зубах Найи сохранились почти неповрежденные молекулы ДНК. Именно благодаря этому Чаттерсу и его научному коллективу удалось выделить из коренных зубов девушки обрывки митохондриальной ДНК – части генома, которая ответственна за работу митохондрий, «энергетических станций» клеток. Митохондрии передаются от матери к детям, и их ДНК практически не меняется на протяжении тысяч лет. Это позволяет установить «родословные» народов и пути их миграции по планете.

Сравнение митохондриальной ДНК современных индейцев и девушки из пещеры позволяет прийти к однозначному выводу – и Найя, и современные индейцы принадлежат к одной и той же гаплогруппе – D1. К ней же относятся и некоторые современные народы Чукотки и Сибири. Открытие позволило Чаттерсу и его группе подтвердить тот факт, что современные индейцы произошли от представителей культуры Кловис.

Между тем, обозреватель журнала Science Майкл Балтер, пишет, что сторонники теорий «второй волны» едва ли согласятся с выводами Чаттерса. В частности, и сам Балтер указывает на то, что точную дату смерти Найи установить пока так и не удалось. Дело в том, что пещерные воды вымыли все белковые останки из скелета. Поэтому ученым пришлось отказаться от «классической» радиоуглеродной датировки и вычислить возраст девушки по долям изотопов урана и тория в сталагмитах. Поэтому в определении возраста Найи могут быть погрешности.

А еще открытие не дает объяснение тому, как современные индейцы стали краснокожими. Чаттерс считает, что изменение цвета кожи произошло в результате перехода кочевых культур протоиндейцев к оседлой жизни. Однако с ним не согласны десятки и даже сотни других антропологов, которые за последние двадцать лет успели выдвинуть свои теории по этому поводу.