09.01.2020

Число жертв среди животных из-за пожаров в Австралии достигло миллиарда

Согласно исследованию Сиднейского университета, в будущем оценки уточнят — и тогда цифра может оказаться еще больше.

Кенгуру в выжженном пожаром австралийском лесу / © Reuters

Масштабные природные пожары бушуют в Австралии с осени. За это время площадь горения, по последним данным, превысила 10 миллионов гектаров, сотни людей были эвакуированы, более 25 погибли, разрушено около двух тысяч зданий. Профессор Крис Дикман из Сиднейского университета, член Австралийской академии наук, провел исследование, в результате которого выяснилось, что жертвами стихийного бедствия стали свыше миллиарда австралийских млекопитающих, птиц и рептилий. При этом 800 миллионов из них обитали на территории штата Новый Южный Уэльс.

«Думаю, нет ничего, что могло бы сравниться с разрушением, которое происходит на такой большой территории так быстро. Это чудовищное событие с точки зрения географии и количества погибших животных. Мы явно рискуем потерять значительную часть биоразнообразия. <…> Мы знаем, что в последние несколько десятилетий биоразнообразие Австралии сокращается, и, вероятно, хорошо известно, что в Австралии наблюдается самый высокий в мире показатель исчезновения млекопитающих. Именно такие события могут ускорить процесс вымирания ряда других видов», — сказал Дикман, выступая в эфире Национального общественного радио Америки.

По данным австралийского метеобюро, минувший год стал для страны самым теплым за всю историю. И если обычно природные пожары вспыхивают в начале календарной зимы, то сейчас они пришли с опережением на несколько месяцев.

«Это последствия изменения климата. Иногда говорят, что Австралия — как канарейка в угольной шахте: суровые последствия изменения климата здесь можно было увидеть и раньше», — добавил профессор.

Расчеты в исследовании базировались на отчете Всемирного фонда природы за 2007 год о воздействии расчистки земель на дикую природу в Новом Южном Уэльсе, также в документе приводится оценка плотности популяции млекопитающих, птиц и рептилий. Полученные цифры умножили на площадь зеленых территорий.

Пострадавшее в огне кенгуру на руках у волонтера / © Reuters
Австралийские кенгуру / © Saeed Khan via Getty Images
Животные в панике спасаются от природных пожаров в штате Новый Южный Уэльс / © ABC
Самка коалы защищает своего детеныша / твиттер @jmcappiello
Ученые опасаются, что точное число погибших животных может оказаться еще больше / © Reuters
Пострадавшая в результате пожаров коала / © CBS News

Как объяснил профессор, животные в панике спасаются бегством и прячутся от огня, но впоследствии могут вновь появиться в регионах, где нет необходимых им ресурсов, и не смогут конкурировать с их коренными обитателями. Или же они могут стать жертвами хищников, например лис и диких кошек. Ученый призвал политиков вернуть научное сообщество к обсуждению мер, которые следует предпринять как можно скорее, чтобы сохранить переживающую тяжелые времена фауну.

Авторы исследования делают оговорку: при расчете числа погибших животных были использованы консервативные оценки, кроме того, отчет не учитывал летучих мышей, лягушек, насекомых и других беспозвоночных. Поэтому истинный урон может быть еще больше.