Британцы подтвердили пользу имитатора пульса — Naked Science

Британцы подтвердили пользу имитатора пульса

Группа ученых из Великобритании показала, что устройство Doppel, разработанное в 2014 году, может снижать ситуативную тревожность.

Известно, что внешние ритмичные стимулы способны модулировать вегетативные функции. Например, совместное пение может синхронизировать сердцебиение хористов, а музыка, в зависимости от темпа, — ускорить или замедлить дыхание. При этом подобные сдвиги сопровождаются изменением психического состояния, что согласуется с двухфакторной теорией эмоций. Она рассматривает реакции тела как основу аффекта, который воспринимается как эмоция после подсознательной интерпретации (в частности, учащенный пульс может вызывать и усиливать тревогу). Для влияния на автономную нервную систему нередко используются системы биологической обратной связи и генераторы механических импульсов.

Doppel представляет собой устройство в форме наручных часов. При надевании на запястье оно подает на кожу механические импульсы разной частоты, имитирующие пульс. По замыслу разработчиков, низкая частота импульсов должна вызывать у владельца ощущение покоя (по аналогии с медленным пульсом), а высокая — напротив, стимулировать. Несмотря на то, что прибор поступил в продажу в 2015 году, до сих пор его способность влиять на эмоции оставалась неясной. Чтобы восполнить пробел, специалисты из Лондонского университета испытали генератор на 52 добровольцах со средним возрастом 26,4 года. На первом этапе их разделили на экспериментальную и контрольную группы.

Дизайн эксперимента / ©Ruben T. Azevedo et al., Scientific Reports, 2017

По легенде эксперимента, прибор выполнял функцию тонометра. После измерения электрического сопротивления кожи и частоты пульса испытуемых просили составить небольшой доклад об этичности проведения экспериментов на животных, который они должны были прочитать перед тремя-четырьмя незнакомыми людьми. Хотя фактически выступление не проводилось, таким образом авторы помещали добровольцев в стрессовую ситуацию, реакцию на которую определяли на проводимости кожи. При этом в экспериментальной группе Doppel генерировало медленные импульсы, а в контрольной оставалось выключенным. Уровень тревожности также измеряли с помощью опросника ситуативной тревожности.

Результаты показали, что уровень тревожности перед выступлением в контрольной группе значительно превосходил показатель экспериментальной. Тенденцию подтверждали как психологическое тестирование, так и данные датчиков. По мнению ученых, это указывает на перспективность технологий генерации пульсоподобных ритмов в рамках модуляции определенных вегетативных и психических состояний. Стоит отметить, что соавторами исследования выступили сами разработчики прибора, а это, в свою очередь, может указывать на конфликт интересов. Кроме того, из-за небольшого объема выборка обладала низкой репрезентативностью, что ставит надежность полученных данных под сомнение.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Ранее британские ученые выяснили, что даже незначительный рост частоты сердечных сокращений может искажать зрительное восприятие.