Британцы нашли синестезию у каждого пятого

Британские ученые показали, что кинестетико-слуховая синестезия встречается значительно чаще, чем предполагалось, — у 22 процентов людей. Результаты работы опубликованы в журнале Consciousness and Cognition.

Синестезия представляет собой нейрологический феномен, при котором происходит непроизвольное сочетание стимула-реакции в разных сенсорных системах. По современным представлениям, синестезия встречается крайне редко: самые распространенные формы (например, графемно-цветовая синестезия) наблюдаются только у двух-четырех процентов населения. Низкая частота встречаемости согласуется с гипотезой об аномальной генетической основе явления.

Чтобы проверить показатель встречаемости, ученые из Лондонского университета и Королевского колледжа Лондона провели эксперимент. Участие в нем приняли 24 женщины в возрасте 19–36 лет с нормальными слухом и зрением. В ходе работы им демонстрировались визуальные стимулы (вспышки) или звуковые сигналы, аналогичные коду Морзе. Задачей испытуемых было указать, совпадают ли стимулы и слышат ли они звуки одновременно с визуальными раздражителями.

Результаты показали, что одновременно со вспышками звуки слышал каждый пятый участник. Это подтвердил анализ реакций на контрольные стимулы: визуальные раздражители, которые не ассоциировались со звуковыми сигналами. Ученые также отмечают, что лучше с заданием справились профессиональные музыканты. Однако причинно-следственная связь в этом случае неясна: кинестетико-слуховая синестезия могла быть вызвана регулярными занятиями музыкой, и наоборот.

Авторы добавили, что некоторые люди могут не осознавать способности к синестезии: так, одно из исследований показало, что в ряде случаев она проявляет себя только благодаря сознательной интроспекции уже в зрелом возрасте. Таким образом, субъективная оценка синестезии может искажаться, поэтому феномен требует дальнейшего изучения. Объем выборки в представленной работе был незначителен, кроме того, участие в ней не принимали мужчины.

Аватар пользователя Netbook