22.04.2014
Редакция Naked Science

Законы мафии в птичьем мире

Эволюционные биологи доказали: у птиц, как и у людей, действуют законы мафии. Гнездовые паразиты, подкладывая в чужие гнезда яйца, следят за состоянием своих птенцов. Если хозяева гнезд выкидывают подкидышей, они рискуют уничтожением своего потомства.

10372384896_ab25b0db5e_b

Все знакомы с основными законами мафии, будь то китайские триады, японская якудза или итальянская Коза Ностра. «Мы сделаем тебе предложение, от которого нельзя отказаться». Люди платят за «защиту», или же их ждет череда «несчастных случаев».

Оказывается, в птичьем мире действуют те же принципы. Чужак откладывает яйцо в твоем гнезде, и ты должен вырастить чужого птенца как своего собственного. А если решишь выкинуть маленького паразита из гнезда, вскоре с твоими детьми случится что-то ужасное.

Эволюционный биолог Амоц Захави еще в 1979 году выдвинул предположение о законах мафии в птичьем мире, но оно было оспорено. Критики считали, что возмездие не дает особых эволюционных преимуществ птицам-паразитам, при этом заставляя их тратить слишком много энергии по сравнению с воспитанием собственного потомства,

С тех пор, однако, появились новые факты и математические модели, оправдывающие законы мафии среди птиц.

Биологи неоднократно наблюдали, как гнездовые паразиты, например, североамериканский буроголовый коровий трупиал, разоряют кладки гнезд, хозяева которых отказались высиживать подложенные им яйца. Таким образом, бедным птицам приходится мириться с маленькими чужаками, если они хотят спокойно вырастить собственных птенцов.

Яйцо буроголового коровьего трупиала в гнезде восточного феба (Sayornis phoebe)

©wikimedia/ galawebdesign

Для установления мафиозной структуры необходимы два обстоятельства: а) птицы, ставшие жертвой паразитов, должны быть способны к обучению и б) гнездовой паразит должен следить за состоянием своих подложенных яиц, т. е. неоднократно наведываться к чужому гнезду.

Для птиц-хозяев выгоднее всего выкинуть чужое яйцо из гнезда. Однако если паразит после этого разорит их гнездо, в следующий раз они сделают соответствующие выводы и оставят у себя чужого птенца.

– Мария Абу Чакра, Институт эволюционной биологии при Обществе им. Макса Планка (Германия)

Совместно со своими коллегами Мария Абу Чакра разработала несколько математических моделей для изучения мафиозных структур среди птиц. Минималистическая модель предусматривает, что гнездовой паразит подкладывает не более одного яйца в чужое гнездо.

В более сложной модели подкладывается несколько «мафиозных яиц» на гнездо, каждое из которых может быть принято или отвергнуто по-отдельности.

Немецким биологам удалось доказать, что при каждой модели мафиозное поведение среди гнездовых паразитов вполне оправдывает себя, позволяя обеспечить выживание  потомству.