Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
08.11.2016
Редакция Naked Science

Биологи научились блокировать зуд от ядовитого плюща

Международная группа ученых разработала методику, которая позволяет предотвратить аллергический дерматит от контакта с ядовитым плющом. Результаты исследования представлены в журнале PNAS.

Аллергический контактный дерматит — кожное воспаление, которое проявляется в ответ на взаимодействие с токсином. Примером такого вещества является урушиол, содержащийся в соке ядовитого плюща (Toxicodendron radicans). По статистике, только в США от контактов с этим растением страдает около 10 миллионов человек в год. При этом антигистаминные и кортикостероидные препараты в этом случае могут быть неэффективны. Механизмы возникновения симптомов отравления урушиолом изучены недостаточно из-за дефицита клинических данных.

Чтобы найти эндогенную причину зуда, ученые из Университета Дьюка и Чжэцзянского университета изучили геном пострадавших мышей. Животных разделили на три группы и обрабатывали урушиолом, оксазолоном (используется для моделирования контактного дерматита) или ацетоном (для обеззараживания). После этого РНК всех особей рассматривалась на предмет характерной экспрессии генов с помощью микрочипа для анализа транскриптома. Всего авторы проанализировали около 66 тысяч генов, 5,5 процента из которых оказались связаны с реакцией на токсины.

Карта цитокинов и хемокинов, связанных с реакцией контактного дерматита. / © Boyi Liu, PNAS, 2016

В обоих случаях (оксазолон и урушиол) наиболее выраженной стала активация воспалительных цитокинов и хемокинов, например интерлейкина 1 (IL-1) и CXCL-2. Значительный рост продемонстрировал интерлейкин 33 (IL-33), антитела против которого, как показали прежние работы, могут нейтрализовать симптомы контактных дерматитов. В частности, повышенный уровень IL-33 наблюдался в эпителиальных клетках на месте обработки токсином и не наблюдался в плазме. Последующий анализ показал, что рост IL-33 вызывается перепроизводством кератиноцитов (клеток кожи) и напрямую воздействует на спинальный ганглий.

Для предотвращения симптомов авторы использовали антитела к IL-33 или стимулирующему фактору роста (ST2) — рецептору, лигандом которого является IL-33. Это позволило остановить воспалительную реакцию, а также прекратить у животных реакцию расчесывания пострадавших участков кожи. По словам ученых, следующим шагом станет испытание методики на человеке.

«Наш следующий шаг — изучить тот же механизм у человека, чтобы выяснить, аналогичен ли он мышиному. Мы также намерены рассмотреть уже существующие противовоспалительные препараты с тем, чтобы проверить, способны ли они облегчать течение контактных дерматитов», — сообщил соавтор работы Свен-Эрик Джордт (Sven-Eric Jordt).

Ученые смогли выделить остатки хлорофилла из окаменевших клеток, обнаруженных в бассейне реки Конго. Возраст этого образца оценивается в 1 миллиард лет, что делает его одной из самых древних известных многоклеточных водорослей.

В этом году Россия завершит изготавливать последние ракеты тяжелого класса «Протон-М». На смену создают ракету «Ангара-А5М».