17.12.2018
ТюмГУ

Биологи изучили влияние пробиотика на иммунитет телят

Ученые ТюмГУ оценили влияние пробиотика Субтилис на неспецифический иммунитет телят.

Теленок
Теленок / ©monateka.com

Профессор кафедры экологии и генетики ТюмГУ Ирина Пак, доцент этой же кафедры Олег Трофимов и доцент кафедры зоологии и эволюционной экологии животных Фания Бетляева оценили влияние пробиотика Субтилис на неспецифический иммунитет телят.

Одной из наиболее актуальных проблем в животноводстве является поддержание здоровья крупного рогатого скота. И в особенности телят, микрофлора кишечника и иммунитет которых испытывают большие нагрузки в первые годы жизни. Решают эту проблему с помощью пробиотиков, в частности препаратов на основе бактерии рода Bacillus.

Известно, что использование пробиотических препаратов нормализует работу кишечника и улучшает специфический иммунитет. Однако влияние на неспецифический иммунитет, который ответственен за быстрый ответ организма на чужеродный агент, изучено в меньшей степени.

В нынешней работе сотрудники кафедры экологии и генетики оценивали влияние пробиотика Субтилис на показатели неспецифического иммунитета. В исследовании 60 телят были разделены на три равные группы: две опытные и одну контрольную.

Телята первой и второй групп получали пробиотик с молоком в течении 60 и семи дней соответственно, а телята третьей, контрольной группы не получали его совсем. В каждой группе, помимо здоровых, присутствовали телята с ослабленным иммунитетом.

Эффективность пробиотика оценивалась по показателям крови, а также бактерицидной, лизоцимной и фагоцитарной активности сыворотки крови.

Исследовательской группой было выявлено, что пробиотик стимулирует фагоцитарную активность клеток в опытных группах. Обратная ситуация замечена в отношении бактерицидной и лизоцимной активности. При этом отмечается, что практически все показатели крови у телят опытных групп с ослабленным иммунитетом оказались достоверно ниже, чем в контрольных.

Тем не менее было зафиксировано увеличение числа моноцитов и общего количества иммуноглобулинов в обеих контрольных группах — как среди здоровых, так и ослабленных телят.

В целом телята, получавшие пробиотик, оказались менее подвержены заболеваниям, что напрямую влияет на продуктивность.