Ученые: бактерии в кишечнике манипулируют поведением человека — Naked Science
16.08.2014
Редакция Naked Science

Ученые: бактерии в кишечнике манипулируют поведением человека

Ученые узнали, что бактерии в кишечнике способны самостоятельно влиять на наш выбор еды.

bacteria

Новое исследование, проведенное американскими учеными под руководством Джо Элкока (Joe Alcock) из Университета штата Нью-Мексико, показало, что бактерии в нашем кишечнике способны влиять на поведение человека через особые каналы связи, побуждая нас есть то, что нужно им, а затем наказывая нас за непослушание или поощряя за благоприятный для них выбор.

Бактерии внутри нас являются манипуляторами. В целом в микрофлоре присутствуют самые различные пищевые интересы между разными видами бактерий. Некоторые из них соответствуют выбранной нами диете и потребляемой нами пище, а некоторые нет.

Карло Мейли (Carlo Maley), Калифорнийский университет в Сан-Франциско

Выводы ученых были сделаны на основе анализа большого количества научной литературы, прямо или косвенно посвященной этой проблеме, поэтому точно объяснить, как бактериям это удается, ученые пока не могут. Однако предлагают интересную версию: бактерии, вероятно, могут посылать сигнальные молекулы в окружающее пространство. Так как кишечник связан с иммунной, эндокринной и нервной системами человека, то эти сигналы могут влиять на наше поведение в нужную бактериям сторону.

Ключевым в этом процессе может являться блуждающий нерв, соединяющий 100 миллионов нервных клеток в желудочно-кишечном тракте с головным мозгом.

Эти микробы обладают способностью управлять нашим поведением и настроением (влияя на выбор еды) через изменение нервных сигналов в блуждающем нерве, таким образом воздействуя на вкусовые рецепторы, выпуская токсины, которые негативно сказываются на нашем здоровье, или производя химическое «вознаграждение», которое улучшает самочувствие.

Афина Актипис (Athena Aktipis), Университет штата Аризона

Как бы удручающе это не звучало, ученые настаивают, что это влияние имеет двусторонний характер. Состав микрофлоры может полностью поменяться за сутки, если мы просто перейдем на другую диету. Одни бактерии умрут, другие распространятся.

Таким образом, с помощью пребиотиков, пробиотиков и антибиотиков можно создать микрофлору, наиболее «здоровую» и благоприятную для человека, отмечают ученые. Это особенно важно в том контексте, что некоторые действительно опасные бактерии в кишечнике могут вызвать развитие рака.