Бабочки оказались способны на предательство муравьев — Naked Science

Бабочки оказались способны на предательство муравьев

Южноамериканские шашечницы активно сотрудничают с муравьями, пока остаются гусеницами. Однако после метаморфозы во взрослую бабочку они ловко обманывают своих бывших партнеров.

lead_4_butterflies_bamboo_feeding-800x533

Американские энтомологи раскрыли драматичные межвидовые отношения, существующие между бабочками Adelotypa annulifera и несколькими видами муравьев, обитающих по соседству, в бамбуковых дождевых лесах Перу. Будучи гусеницами, они пользуются защитой муравьев, взамен выделяя сладкий нектар, который те собирают. Однако, превратившись во взрослых бабочек, бывшие гусеницы в муравьях больше не нуждаются, становясь их конкурентами и обманывая их.

Дело в том, что важным источником пищи для муравьев служит нектар, который выделяют молодые побеги местного бамбука. Муравьи стимулируют его выделение и защищают нектар от любых посягательств. Но вот с бабочкой-шашечницей ничего поделать не могут. Ученые наблюдали, как те, погрузив в выделяющие нектар органы растения свои хоботки, спокойно вытягивают сладкий сок, и муравьи не предпринимают никаких действий против. В статье, опубликованной Journal of the Lepidopterists’ Society, американские энтомологи описывают, как это может происходить.

По словам авторов, взрослые бабочки могут сохранять запах, характерный для гусениц, – тот, который запускает у муравьев реакцию защиты. Ученым удалось заметить, как некоторые муравьи поглаживают при этом своими антеннами спинки бабочек совершенно так, как они проделывают это с гусеницами, стимулируя у них выделение нектара. Разумеется, на этот раз им ничего не перепадет, а бабочка, осушив источник нектара, просто улетит восвояси.

Стоит заметить, что этим коварство южноамериканских A. annulifera не исчерпывается. Дело в том, что для защиты от прочих нападений эти бабочки маскируются под тех же муравьев. Птицы и другие хищники легко принимают узор на их крыльях за этих невкусных и довольно опасных насекомых.