Астрономы заметили тени в протопланетном облаке далекой звезды — Naked Science

Астрономы заметили тени в протопланетном облаке далекой звезды

Длинные тени, движущиеся по внешним областям протопланетного диска звезды HD 135344B, ученые связывают с процессами рождения новых планет во внутренних областях.

pia20645_main

Международная группа астрономов сумела рассмотреть детали строения протопланетного диска газа и пыли вокруг звезды HD 135344B. Им удалось увидеть спиральные рукава и движущиеся тени, объяснить которые пока не удалось. Об этом сообщает статья, принятая к публикации в Astrophysical Journal и представленная в открытом доступе в библиотеке препринтов arXiv.org.

Ранее Томасу Столкеру (Tomas Stolker) из Амстердамского университета и его коллегам уже удалось сделать достаточно четкий снимок окрестностей звезды HD135344B. Они использовали новую коронографическую систему с адаптивной оптикой SPHERE, установленную в европейской обсерватории VLT, которая расположена в Чили. Это позволило в итоге получить целую серию снимков происходящего в 450 световых годах в газопылевом диске, где идет процесс рождения планетной системы.

Адаптивная оптика инструмента SPHERE помогла устранить искажения, вносимые в картинку земной атмосферой. Коронограф и поляризационные фильтры позволили блокировать свет самой звезды, невидимой на изображениях / ©Tomas Stolker, University of Amsterdam

Исследователям удалось увидеть выраженные спиральные рукава, вероятно, образовавшиеся под влиянием одной или нескольких довольно крупных протопланет, которые в будущем превратятся в газовые гиганты, похожие на Юпитер или Сатурн. Отмечаются также колебания яркости внешних областей газопылевого диска, вызванные, видимо, тенями от каких-то объектов или процессов во внутренних, быстро вращающихся областях. По словам ученых, скорее всего, их отбрасывают плотные сгустки вихрей или скопления твердых частиц.