11.10.2018
Редакция Naked Science

Астрономы задумались о существовании спутников у спутников

Теоретические расчеты показали, что если луна достаточно велика и вращается довольно далеко от своей планеты, то у нее могут быть собственные «сублуны».

moons0

Небесное тело, которое движется вокруг планеты, удерживаясь ее гравитацией, называется спутником, и только в Солнечной системе их известно больше 180. А недавно астрономы обнаружили и первый экзоспутник у далекой экзопланеты: судя по всему, это весьма распространенные в космосе объекты. Но могут ли быть спутники у самих спутников? Если говорить о Солнечной системе, то ничего подобного пока здесь не обнаружено, однако возможно ли такое где-то еще, будут ли их траектории устойчивыми в принципе?

Астрономы Джуна Коллмейер (Juna Kollmeier) из Института Карнеги и Шон Реймонд (Sean Raymond) из Университета Бордо называют такие тела «сублунами» (submoons). В статье, представленной в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org, они приводят предварительные расчеты условий, при которых такое возможно. По оценке ученых, «сублуна» может оставаться стабильной, если ее собственные размеры невелики (порядка десяти километров в радиусе), а ее «материнский» спутник, наоборот, достаточно массивен (не менее 1000 километров) и вращается на большом удалении от своей планеты.

Более того, если даже сегодня у спутников Солнечной системы таких «сублун» и нет, они вполне могли существовать в какой-то период прошлого. Теоретически нужным условиям удовлетворяют Титан и Япет у Сатурна, Каллисто у Юпитера — и даже наша собственная Луна. Еще более перспективным с этой точки зрения можно назвать экзоспутник, обнаруженный недавно у планеты Kepler-1625 b, размеры которого в десятки раз превышают размеры Земли.