Археологи доказали, что древний воин из захоронения викингов был женщиной - Naked ScienceNaked Science

Археологи доказали, что древний воин из захоронения викингов был женщиной

После нескольких лет споров и дискуссий шведские ученые, наконец, нашли убедительные доказательства того, что среди воинов-викингов, живших много веков назад, были женщины. Возвращаясь к любопытному открытию 2017 года, исследователи установили, что скелет Х века принадлежит женщине.

Останки были найдены в Бирке — крупнейшем торговом и экономическом центре шведских викингов 800-975 годов, который сейчас отождествляется с небольшим островком Бьёркё на озере Меларен, Швеция.

«Важно помнить, что, когда могила была обнаружена, мужской пол не только ассоциировался с гендерной идентичностью мужчины, но и само военное дело считалось исключительно мужским занятием. Та же самая интерпретация, несомненно, была бы сделана, если бы человеческая кость в могиле вообще не сохранилась», — подчеркивают авторы. Их статья опубликована в журнале  Antiquity.

Изображение найденного захоронения в 1878 году / © Evald Hansen, American Journal of Physical Anthropology

В 2017 году анализ ДНК древних костей все же был проведен: он показал, что скелет на самом деле был женским и что женщины-викинги существовали не только в мифах. Полученные результаты стали своего рода сенсацией, привлекли внимание ученых всего мира и повлекли за собой беспрецедентные публичные дебаты и множество критических замечаний, включая идею о том, что исследователи специально искали женщин-викингов или даже нарочно проанализировали не тот скелет. Специалисты, однако, придерживаются своей точки зрения, не только настаивая на том, что они изучили нужный скелет, который был похоронен один, но и подчеркивают, что критики ставят под сомнение только интерпретацию скелета воином, поскольку индивид оказался женщиной.

Место находки захоронения / © Antiquity

«У нас нет никаких предвзятых чувств относительно того, чтобы в могиле должна быть похоронена обязательно женщина-воин, как и того, чтобы доказать, что таких женщин-викингов было гораздо больше. Просто интересно, что это, похоже, имело место. В ходе нашего исследования — и тем более после публикации 2017 года — было познавательно узнать, сколько людей, по-видимому, нуждается в том, чтобы этого не было», — пишут авторы.

Оружие, найденное в могиле / © Antiquity

В то время как у исследователей есть только один пример женщины-воина среди викингов, они выразили сомнение в том, что этот индивид — единственный в мире викингов. По их мнению, вполне вероятно, что другие женщины тоже брали в руки оружие наряду с мужчинами и, возможно, даже занимали командные должности. Например, скелет в Бирке был одет в высококачественную одежду, а рядом находился игровой набор — все это указывает на то, что женщина все же обладала определенной властью. Как утверждают ученые, находка корректирует наши знания об этом периоде и народе и бросает вызов стереотипам, еще больше расширяя понимание эпохи викингов как времени критических культурных трансформаций.

Новая разработка позволит спасти имущество людей от уничтожения огнем — даже во время стихийного бедствия.

Микробиологи показали, что кооперация с соседями разных видов позволяет бактериям намного успешнее расти и размножаться даже в условиях ограниченности ресурсов.