Останки женщины-воина из Финляндии принадлежали мужчине с дополнительной Х-хромосомой — Naked Science

Генетический анализ показал, что останки в средневековом финском захоронении, которые считались женскими, принадлежат мужчине. При это у воина была дополнительная Х-хромосома, или синдром Клайнфельтера.

Возможный внешний вид воина / Ulla Moilanen et al. / European Journal of Archaeology, 2021

В 1968 году в Суонтака Веситорнинмяки, Хаттула, Финляндия, нашли захоронение, которое датируется концом XI — началом XII века нашей эры. В нем обнаружили несколько артефактов: нож, серп, брошки и два меча. Ученые решили, что могила принадлежала женщине-воину. С тех пор ее называли доказательством того, что в Средневековье финские женщины могли быть частью воинского сословия.

Другие исследователи отрицали эту гипотезу и говорили, что, скорее всего, захоронение двойное. Ведь наличие оружия указывает на то, что в могиле был похоронен мужчина, а брошки ассоциировались с женским захоронением, хотя второе тело так и не нашли.

Теперь команда финских и немецких ученых провела генетический анализ тела, которое покоилось в гробнице. Кроме того, они изучили контекст захоронения и проанализировали почву. Подробности работы опубликованы в журнале European Journal of Archaeology.

Артефакты, найденые в захоронении / Ulla Moilanen et al. / European Journal of Archaeology, 2021

Вначале исследователи подтвердили примерное время захоронения. Радиоуглеродный анализ показал, что оно датируется 1040-1074 годами нашей эры.

Затем ученые обследовали могилу. Это была погребальная яма с  ровным полом, куда положили тело воина — без гроба. Размер ямы подходил только для одного человека, второго пришлось бы класть поверх первого. Однако археологи не обнаружили следы разложения второго тела — так они доказали, что захоронение не могло быть двойным.

Также команда исследовала останки человека. В распоряжении ученых были два сильно поврежденных фрагмента бедренной кости, поэтому они смогли определить только пол захороненного воина. С вероятностью в 99,75 процента это был мужчина, относившийся к кариотипу XXY.

Наконец, из почвы с бедренной кости воина ученые извлекли фрагменты шерсти и птичьих перьев. Анализ показал, что большая часть волосков — овечья шерсть, окрашенная в разные цвета. Другие фрагменты, возможно, относились к лисе и зайцу.

Скорее всего, захоронение принадлежало мужчине с синдромом Клайнфельтера. По мнению авторов работы, он мог дожить до полового созревания, а его физические особенности были ярко выраженными. «Общий контекст могилы указывает на то, что это был уважаемый человек, чья гендерная идентичность вполне могла быть небинарной», — подытожили исследователи.