08.09.2017
Редакция Naked Science
1 174

Знаменитый викинг Х века оказался женщиной

Генетический анализ останков, захороненных вместе со множеством военных атрибутов, указал на женский пол воителя.

vikings_lagertha_3-p

Захоронение воина середины Х века, получившее номер Bj 581, впервые обнаружили в конце 1880-х годов. Скелет, найденный неподалеку от поселения Бирка на территории современной Швеции, считается одним из самых богатых источников информации о вооружении и быте эпохи викингов. Исследователи провели генетический анализ останков и установили, что кости принадлежали женщине.

Предметы, найденные в захоронении Bj 581, говорили о сравнительно высоком социальном положении погибшего. Вместе с человеком были захоронены две лошади — жеребец и кобыла, — а также большая «коллекция» оружия. В яме нашли меч, топор, копье, несколько стрел, боевой нож и два щита. Также рядом с останками обнаружили игральную доску с фигурками: на основе этой находки археологи делают вывод, что человек обладал знаниями о тактике и стратегии. Все эти атрибуты говорят о том, что похороненный мог занимать относительно высокую военную должность.

Реконструкция захоронения, Evald Hansen

Более ста лет захоронение считалось мужским в силу традиционных представлений. Несмотря на это, несколько исследователей указывали, что морфологические особенности скелета схожи скорее с женскими чертами.

Чтобы установить пол воина, исследователи провели несколько исследований останков. Анализ ДНК, извлеченной из зуба и плечевой кости скелета, указал на отсутствие Y-хромосомы. Согласно результатам исследования митохондриальной ДНК, останки генетически близки к современным северным европейцам. Также ученые исследовали содержание изотопов стронция в зубной эмали женщины из захоронения Bj 581 и еще пятерых людей, похороненных неподалеку от Бирки. Анализ показал, что в юности женщина регулярно переезжала и, возможно, вела странствующий образ жизни.

На костях женщины не нашли следов серьезных травм, нанесенных перед смертью — скорее всего, к ее гибели привели другие причины. Отсутствие таких травм характерно для индивидуальных погребений в этом регионе. Останки тех, кто погиб от ран, чаще находят в массовых захоронениях.

Исследование опубликовано в журнале American Journal of Physical Anthropology.

Ранее ученые предположили, что викинги далеко не всегда выступали в роли завоевателей. Долгое время они мирно сосуществовали и вели торговлю со многими народами средневековой Европы.