03.05.2017
Редакция Naked Science

Анонимность спасает жизнь детенышам мангустов

Ученые обнаружили стратегию поведения, которая позволяет животным избежать инфантицида.

mangusty

Сложная социальная структура становится настоящим «оружием» многих видов животных в борьбе за выживание. Объединение в группы, где каждый выполняет определенные функции, позволяет находить больше источников пищи и эффективнее защищаться от врагов.

Важнейшая задача, которую многие социальные животные решают сообща, — забота о детенышах. Ухаживать за детенышами, кормить и обучать их нужным навыкам могут не только их собственные родители, но и другие члены социальной группы. Такое поведение называется аллопарентальной заботой о потомстве. Известно более ста видов млекопитающих, которые придерживаются такой стратегии — от приматов до китообразных. Этот способ заботы о потомстве увеличивает вероятность выживания детенышей и позволяет матерям тратить меньше сил — а значит, они могут выполнять больше важных для группы задач.

Иногда за детенышами ухаживают многие представители группы (например, все самки), но возможен вариант, когда у детеныша появляется индивидуальный «воспитатель» (англ. helper). Существует несколько версий, касающихся того, по каким критериям такие «воспитатели» выбирают того или иного детеныша. Высказывалось предположение, что критерием выбора служат родственные связи.

Согласно теории родственного отбора, репродуктивный успех родственников может быть настолько важен, что ради выживания потомства животное может поступиться собственными интересами — например, заботиться о чужих детенышах даже при наличии своих. Поэтому предполагалось, что альтруизм в заботе о потомстве связан в основном с родственными связями.

Чтобы подтвердить или опровергнуть эту точку зрения, авторы новой работы, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, исследовали группы полосатых мангустов (Mungos mungo). Эти небольшие хищники живут группами от десяти до сорока особей. Полосатые мангусты — дневные животные, и, пока взрослые члены группы охотятся, детеныши остаются в укрытии под охраной нескольких самцов. Взрослея, некоторые детеныши получают «воспитателей» из числа взрослых мангустов, оставшиеся вынуждены питаться и обучаться самостоятельно.

Ученые проанализировали данные о наблюдениях за 12 группами мангустов на протяжении 15 лет. Выяснилось, что выбор детеныша «воспитателем» не зависит от родственных отношений или родительства. Единственная стойкая закономерность — обычно животные выбирают детеныша того же пола, что и они сами. Сами детеныши не стараются привлечь к себе внимание той или иной взрослой особи, включая родителей.

График зависимости выбора детеныша от пола взрослой особи, журнал Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences

Исследователи предполагают, что детеныши могут специально не показывать своей связи с родителями, чтобы не вызвать агрессии со стороны остальных взрослых животных. В группах мангустов распространен инфантицид — намеренное убийство детенышей. Поскольку в первый месяц жизни детеныши находятся под присмотром нескольких самцов, новорожденным мангустам выгоднее вести себя одинаково по отношению ко всем взрослым животным. Скрыть свое происхождение мангустам несложно — обычно роды у нескольких самок в группе приходятся на один и тот же день.

Ранее ученые обнаружили механизм, позволяющий детенышам обезьян-колобусов избежать гибели от рук взрослых самцов. В тех группах животных, где самцы особенно агрессивны, детеныши быстрее приобретают окраску, характерную для взрослых обезьян.