16.09.2013, 12:31
4минуты
Руслан Зораб

Робот-личинка «съедает» опухоль головного мозга

Личинки насекомых вдохновили ученых на создание робота-личинки для борьбы с опухолью мозга.   После просмотра телешоу, в котором для удаления поврежденных и отмерших тканей пациента пластические хирурги использовали стерильных личинок, профессор нейрохирургии Марк Симард решил создать робота-личинку.   – В том случае была естественная система, которая сама могла отличить плохое от хорошего и хорошее от...

b_824941 (1)

– В том случае была естественная система, которая сама могла отличить плохое от хорошего и хорошее от плохого. Личинки удалили все плохое и оставили хорошее. Я подумал, что подобный аппарат должен удалять опухоли головного мозга, – рассказывает Симард.

В течение четырех лет Марк Симард и его коллеги работали над созданием робота, способного удалить опухоль мозга прямо внутри черепа. На переднем конце робота встроен инструмент, использующий электрокоагуляцию для нагрева и разрушения опухоли. А тем временем специальная всасывающая трубка будет поглощать образующиеся отходы.

МРТ-сканер, помогающий непрерывно контролировать процесс операции, позволит врачам определить местонахождение труднодоступных опухолей и определить их границы.

Робот будет двигаться при помощи сплава, меняющего свою форму в зависимости от изменения температуры. Система из такого сплава не будет влиять на построение изображения МРТ-сканером.

– Когда мы проводим обычную операцию, мы делаем МРТ пациента прежде, чем начинаем оперировать. Мы используем объекты-ориентиры, которые могут быть прикреплены к коже головы или части черепа. Они необходимы для понимания, где именно мы находимся относительно опухоли. Но когда хирург работает в теле пациента и начинает удалять опухоль, ткань свободно перемещается. Установленной ранее границы уже не существует, и становится очень трудно отличить опухоль от здоровой ткани. Это сложная задача для человеческого зрения, но с помощью «личинки» мы сможем отличить опухоли от здоровых зон, – отмечает профессор Симард.

Сейчас робот-личинка находится на стадии разработки и проходит испытания на свиньях и человеческих трупах. Возможно, в скором будущем прототип поедающей опухоли личинки появится в операционных залах.

Далее: Первый в мире «честный» смартфон будет представлен в Лондоне