Искусственная молния рождает нейтроны

Искусственная молния рождает нейтроны

Российские ученые впервые обнаружили нейтроны, созданные искусственной молнией.   Несмотря на то, что об электрической природе молний известно давно, однако ученые на протяжении долгих лет, не могли определить, какие именно процессы провоцируют разряд. Также эмпирические данные не позволяли точно определить механизм нейтронов, которые могут возникать от ядерных реакций между ускоренными ионами.   Авторы исследования Олег Далькаров, Алексей Агафонов и...

16203111

Российские ученые впервые обнаружили нейтроны, созданные искусственной молнией.

Авторы исследования Олег Далькаров, Алексей Агафонов и их коллеги из Физического института имени Лебедева РАН (ФИАН) с помощью установки ЭРГ, создающей «искры» напряженностью 1 миллион вольт на метр и силой тока около 10 килоампер, воспроизводили в лаборатории молниевые разряды.

– Мы смотрели помимо ультрафиолетовых и рентгеновских лучей возможность испускания нейтронов. Оказалось, что при искусственном разряде тоже генерируются нейтроны, это что называется the first time, первый раз было обнаружено, – отметил Олег Далькаров.

В результате исследований выяснилось, что большинство из нейтронов, зафиксированных детекторами – это «быстрые» нейтроны с начальными энергиями около 10 мегаэлектронвольт. Как правило, они рождались в начальный период разряда. И что примечательно, исходили они не из одной точки, а из некой протяженной области.

– Похоже, здесь какая-то ионная лавина, которая рождается на головке стримера (проводящие каналы, возникающие вдоль будущего пути молнии). Это одна из теорий, которая до конца не разработана. Мы проводим ряд тестов, которые позволят нам дать ответ – где именно источник нейтронов: это поверхность электрода, или это в процессе самой молнии, – сказал Далькаров.

Далькаров отмечает, что благодаря точной локализация места рождения молниевых нейтронов можно будет выяснить, какие же все-таки типы ядерных реакций их порождают.

Далее: Что происходит с отпечатками пальцев пользователей iPhone 5S?