03.08.2013
Редакция Naked Science

Раскрыты генетические «Адам» и «Ева»

Почти каждый может проследить свое происхождение до одного мужчины, который жил 135 000 лет назад. По крайней мере, так показывает новое исследование. И вполне вероятно, этот мужчина разделил планету с матерью всех женщин.   Как пишет журнал Science, пришли данные полного анализа мужской половой хромосомы (Y-хромосомы). Результаты превосходят прежние исследования, которые показывали, что последний общий...

tintoretto-adam-and-eve

Как пишет журнал Science, пришли данные полного анализа мужской половой хромосомы (Y-хромосомы). Результаты превосходят прежние исследования, которые показывали, что последний общий предок жил всего 50-60 тысяч лет назад.

Несмотря на одно время, древние «Адам» и «Ева», вероятно, даже не жили по соседству, не говоря уж о знакомстве.

«Эти двое не знали друг друга», — рассказала Мелисса Уилсон Сэйрес, генетик из Калтеха, не принимавшая участия в исследовании.

Исследователи уверены, что современные люди вышли из Африки 60-200 тысяч лет назад, а мать всех женщин, вероятно, вышла из восточной ее части. Но кроме этих других данных нет.

Y-хромосома передается одинаково от отца к сыну, так что мутации мужской половой хромосомы можно проследить по мужской линии до отца всех людей. ДНК же из митохондрии, энергетического центра клетки, хранится внутри яйцеклетки, поэтому только женщина может передать ее детям. ДНК скрыта внутри митохондрии, а значит, может довести по материнской линии до самой Евы.

Однако с течением времени мужская хромосома смешивается с дублирующимися и перемешанными участками ДНК, говорит соавтор исследования Карлос Бустаманте, генетик из Стэнфордского университета. И в результате попытка собрать по кусочкам фрагменты ДНК, секвенированные из гена, похожа на попытку собрать паззл без картинки, что серьезно усложняет анализ.

Бустаманте и его коллеги собрали достаточно крупный кусок паззла, секвенировав геномы Y-хромосом 69 мужчин семи населений земного шара, от африканских бушменов до сибирских якутов.

Предположив, что частота мутаций привязана к археологическим событиям (вроде миграции людей через Берингов пролив), группа пришла к выводу, что все мужчины в глобальной выборке имели одного предка мужского пола в Африке примерно 125-156 тысяч лет.

Кроме того, митохондриальная ДНК мужчин, как и аналогичные образцы от 24 женщин, показала, что все женщины на планете восходят к митохондриальной Еве, живущей в Африке 99-148 тысяч лет назад. Почти в то же время, когда жила Y-хромосома Адама.