Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Война в Украине как социальный невроз
Война в Украине и почему Россия и Украина проявили такую жестокость по отношению друг к другу.
Вырезанные на груди надписи, изнасилованные женщины, повешенные и искалеченные люди. В российских СМИ это рассказывают об украинских националистах. В украинских – о российских солдатах. И пока сильные мира сего делят сферы влияния, более «слабые», вооружившись – одни патриотизмом, другие национализмом, – режут друг друга. Многие из них не настолько глупы, чтобы не понимать, кому все это нужно, – и все равно режут. А многие не понимают, и опять же режут – соседей, друзей, собратьев… Почему?
«При переходе от понятия «человек» или «личность» к понятию «масса» возникает качественно новый феномен – «коллективное сознание». Отчасти этот процесс аналогичен тому, как клетки тела создают целостный организм. Но применительно к людям это «новое качество» характеризуется далеко не лучшими свойствами. В массе резко возрастает внушаемость, психическая заражаемость, снижается критика», – пишет ректор Восточно-Европейского института психоанализа, доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области психологии массового поведения в условиях экологических, техногенных и социальных кризисов Михаил Решетников в своей статье «Гражданская война и революция – социальные неврозы».
Это и понятно: еще Зигмунд Фрейд описывал массу (как неорганизованную, вроде толпы зевак, так и организованную, вроде армии, футбольных фанатов или приверженцев какой-либо религии; речь идет, разумеется, о тех случаях, когда последние собираются вместе в большом количестве – NS) как некий «единый» организм, в котором абсолютное большинство людей помимо своей воли психологически деградируют почти до первобытного состояния (о природе этого явления, которое Фрейд сравнивает с такими явлениями как влюбленность и гипноз, читайте в статье «Почему мы не любим вождей?», опубликованной в №11 журнала Naked Science за февраль 2014 года). Люди чувствуют себя куда могущественнее и увереннее – и начинают вести себя так, как никогда бы не повели в другой ситуации, ведь чувство индивидуальной ответственности за содеянное резко снижается.
Фрейд сравнивает состояние индивида в толпе с душевной жизнью ребенка. «Если масса даже страстно чего-нибудь хочет, то все-таки это продолжается недолго, она не способна к длительному хотенью, – пишет психиатр. – Она не выносит никакой отсрочки между своим желанием и осуществлением его… Чувства массы всегда очень просты и чрезмерны. Масса не знает ни сомнений, ни колебаний. Масса импульсивна, изменчива, раздражительна. Ею руководит почти исключительно бессознательная сфера».
В массе могут уживаться и спокойно сосуществовать совершенно противоположные идеи и убеждения (к примеру, заповедь «Не убий» с ужасами инквизиции). Тем же свойством, как известно, обладает наше бессознательное. Масса построена на либидинозных отношениях ее членов («братья» во Христе, идея патриотизма, где «один за всех и все за одного», и т.д. –следствия этих «любовных», дружеских отношений). По этой же причине, как знают все политологи, любой «внешний» враг всегда сплачивает население и заставляет его более лояльно относиться к своему лидеру, даже если до того рейтинги этого лидера среди населения были довольно низкими.
К слову, о лидере. В нем нуждается любая масса. Лидер должен принять на себя эту роль, а масса – «отдаться» во власть этого человека. Именно отдаться, потому что после того, как масса нашла лидера, она становится раболепно послушной.
«Масса всегда считает себя более авторитетной, чем любой очень компетентный специалист, и использует для подавления инакомыслия самые примитивные способы поведения, – продолжает Михаил Решетников. – Масса склонна к крайним точкам зрения и крайностям. Под влиянием лидеров массы способны на самые высокие проявления самоотверженности и преданности высоким идеалам. В этом случае масса может функционировать практически без стремления к личной выгоде. Чаще же причины, побудившие массы к действию, строятся на стремлении к выгоде или базируются на идеях группового эгоизма. Именно эти идеи, как правило, называются и подогреваются лидерами, преследующими иные цели, нежели возглавляемые ими массы».
Самое страшное начинается тогда, когда массы переходят к конкретным действиям (а переходят они к ним быстро), потому что остановить их очень и очень трудно. Ведь массе не нужна истина, она жаждет иллюзий – о патриотизме, благородной мести, независимости и светлом будущем. Михаил Решетников: «Для толпы не важно, кто начал или кто виноват, – только бескомпромиссная борьба до конца». Есть и еще одна закономерность: чем больше сомнений в какой-то иллюзии (скажем, в правоте своей партии), тем больше усилий прилагается для ее поддержания. Поэтому религиозные фанаты так любят навязывать всем свою веру и даже за нее убивать.
Основой практически всех иллюзий являются желания, которые никогда не бывают полностью удовлетворены. Это простые человеческие желания счастья, любви, достатка, признания и самоуважения. «В кризис эти неудовлетворенные желания наслаиваются на родовые мифы, суть которых: «Наш род (народ) не может быть плохим, – пишет Решетников. – Поэтому со свойственной человеку склонностью проецировать вину вовне все плохое легко находит объяснение в происках неких врагов. Неважно, каких, но лучше – инородцев и живущих по соседству, тех, кого можно достать и выместить свою обиду».
Такой сценарий характерен практически для всех межнациональных конфликтов. Любой, даже самый культурный и цивилизованный народ в глубине души уверен: он не только не хуже, а лучше других. Всем известный пример – Германия 1930-х годов.
«Если погружение массы в фантазии и иллюзии достигает определенного уровня, возникает массовый невроз, невроз нации или даже наднациональный. Практически все кровавые революции и гражданские войны – это социальные неврозы», – заключает Михаил Решетников.
В следующий раз читайте статью о закономерностях состояния и поведения мирных жителей, которые побывали в зоне вооруженного конфликта и подверглись угрозе быть убитыми.
Проведенное в Швеции исследование не только подтвердило пользу сауны для хорошего самочувствия и настроения, но и показало, что для положительного эффекта нужно не так много посещений, как прежде указывалось в ряде статей финских авторов.
Археологи определили возраст памятника, который относили к раннему Средневековью, и выяснили, что люди облюбовали это место за четыре тысячи лет до легендарного короля.
Минимум в четырех культурах люди, которые любят сладкое, чаще воспринимаются как более приятные для общения, выяснила международная команда ученых. Специалисты также проследили связь этой особенности с любовью к соленому, острому и горькому.
Проведенное в Швеции исследование не только подтвердило пользу сауны для хорошего самочувствия и настроения, но и показало, что для положительного эффекта нужно не так много посещений, как прежде указывалось в ряде статей финских авторов.
Археологи определили возраст памятника, который относили к раннему Средневековью, и выяснили, что люди облюбовали это место за четыре тысячи лет до легендарного короля.
В один и тот же момент древней истории Красной планеты произошли два противоречащих друг другу события: широкомасштабное замерзание марсианских вод и возникновение многочисленных новых водоемов. Теперь появилась версия, которая разрешает этот конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Полторы тысячи лет назад климат в Северном полушарии резко изменился. В Дании так похолодало, что там стало невозможно заниматься сельским хозяйством. Авторы нового исследования считают, что именно этот период был прообразом Фимбульвинтера — зимы, предшествующей Рагнарёку.
Сейчас Япония привлекает людей со всего мира, но так было не всегда. На протяжение десяти тысяч лет архипелаг оставался изолированным от остального мира, пока туда не начали прибывать первые «мигранты» с континента. Это показал генетический анализ останков человека эпохи Яёй.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии