Эксперты о квантовых компьютерах
20.12.2016
Редакция Naked Science

Ученые рассказали о том, как появилась музыка

Имитирующая барабанный ритм игра позволила понять то, как случайный набор трансформировался в то, что мы сейчас называем музыкой. Сейчас известно одно – главным составляющим первобытной музыки был ритм.

1362927925_hq-wallpapers_ru_music_69188_1680x1050

Появление музыки до сих пор остается для ученых загадкой. Древние греки считали, что музыку даруют боги. У современных исследователей, конечно, другой взгляд на этот вопрос. Известно, например, что зачатки музыки сформировались еще в первобытном обществе. Предполагается, что тогда они помогали решать те или иные бытовые задачи (как, например, воспитание детей). Первобытные люди были плохими «музыкантами»: они в основном повторяли звуки, которые слышали вокруг. Это могло быть пение птиц, рычание больших кошек или шум водопада. Известно одно – главным компонентом первобытной музыки был ритм.

И сейчас, используя специальное приложение, имитирующее барабанный ритм, ученые постарались ответить на вопрос о том, как именно появилась музыка. Они смогли проследить механизм превращения хаотичного набора звуков в нечто большее. Результаты исследования были изложены в журнале Nature Human Behaviour.

В рамках эксперимента ученые смоделировали 32 краткие ударные последовательности. В них не было никакого ритма – удары представляли собой хаотичные звуки, которые невозможно принять за музыку при всем желании. Сначала ученые попросили первого из добровольцев скопировать услышанные последовательности. Затем уже второй участник попытался воссоздать то, что воспроизвел первый. Эксперимент длился в общей сложности восемь раундов, в которых приняли участие шесть «цепей» барабанщиков. Следует сказать, что они никогда не были музыкантами.

Перед добровольцами не стояла задача «сделать» музыку, они должны были просто максимально точно передать набор звуков. Однако постепенно участники эксперимента накапливали все больше мелких ошибок, которые делали бессмысленные удары более похожими на музыку. Причем такие ошибки хорошо запоминались следующим добровольцам, вносившим, в свою очередь, свои дополнения. В конечном итоге формировались своего рода «шаблоны».

По мнению самих ученых, появление музыки так или иначе связано с механизмами обучения и памяти. Хотя, конечно, пока что ответить на все интересующие исследователей вопросы нельзя.

Ранее, напомним, другая группа ученых выяснила, как мозг Стинга реагирует на прослушивание и сочинение музыки.