Ученые объяснили, почему современные люди победили неандертальцев — Naked Science
02.02.2016

Ученые объяснили, почему современные люди победили неандертальцев

Ученые выяснили, почему люди вытеснили неандертальцев. Дело в том, что неандертальцы проиграли кроманьонцам «культурную борьбу».

war_neandertals1

Свои выводы исследователи опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Биолог Маркус Фельдман (Marcus Feldman) и его коллеги проверили тезис о превосходстве современных людей. Они создали специальную модель, которая учитывала межвидовую конкуренцию. Модель анализировала различия в культурном развитии.

Как оказалось, культурное превосходство давало даже небольшой популяции кроманьонцев огромное преимущество перед неандертальцами. Оно позволяло более эффективно вытеснять конкурентов. Среди главных преимуществ людей современного типа – орудия труда, одежда и эффективная организация общины. При этом численность популяции кроманьонцев непрерывно росла, а прогресс со временем лишь усилился. У неандертальцев, конечно, были и свои достижения, но они не шли ни в какое сравнение с культурой кроманьонцев. Тезисы исследователей строились на модели Лотки – Вольтерра: модели межвидовой конкуренции, которая, в частности, используется для рассмотрения системы взаимоотношений типа «хищник – жертва», «паразит – хозяин».

Считается, что последние неандертальцы жили примерно 25–30 тыс. лет назад. Это был период жесточайшей конкуренции между ними и кроманьонцами за еду и другие ресурсы. Между тем теория межвидовой конкуренции далеко не единственная, если говорить о причинах вымирания неандертальцев.

Среди основных версий исчезновения Homo neanderthalensis также рассматриваются изменения климата и болезни, занесенные с Африки. Еще одна теория гласит, что неандертальцы не были уничтожены, а эволюционировали в европеоидов. Впрочем, серьезных доказательств у этой теории нет.

Известно, что под конец своего существования неандертальцы жили на пределе физических возможностей организма. В частности, у детей наблюдалось преждевременное старение скелетной системы, которое было вызвано тяжелейшими физическими нагрузками, нехарактерными для более ранних представителей вида.

В пользу того, что неандертальцы были вытеснены людьми современного типа, говорит еще одно исследование, проведенное антропологом из США Пэт Шипмен (Pat Shipman). Теория гласит, что главной причиной исчезновения неандертальцев стало одомашнивание кроманьонцами волков: это позволило им более эффективно охотиться и занять господствующее положение в межвидовой борьбе. Впрочем, эту теорию разделяют далеко не все ученые.