Индивидуализм связали с заботой об окружающих

Международная группа ученых показала, что индивидуализм может стимулировать просоциальное поведение на макроуровне.

3 762
Выбор редакции

Интерес к факторам, способствующим просоциальному поведению, является базовым для общественных наук. Многочисленные исследования показывают, что альтруизм определяется ценностной ориентацией личности. Например, ему, как считается, соответствует универсализм — этическая позиция, противоположная индивидуализму: человек, выражающий заботу о благополучии окружающих, просоциален в большей степени, чем сосредоточенный на себе. В 2000-х годах американский социолог Рональд Инглхарт (Ronald Inglehart) и немецкий политолог Кристиан Вельцель (Christian Welzel) расширили эту модель. Они предложили рассматривать переход от универсализма к индивидуализму (светским и эмансипативным ценностям) как результат улучшения качества жизни.

 

Согласно этой концепции, модернизация приводит к росту безопасности и превращает среду из потенциального источника угроз в ресурс для самореализации. При этом на этапе светских ценностей общество обесценивает авторитаризм (в том числе религиозный) в пользу равных прав, а на этапе эмансипативных — воплощает принцип свобод. Смягчение экзистенциальной тревоги за счет принятия личной ответственности, в свою очередь, упрощает сотрудничество с другими людьми. Таким образом, удаление от универсализма, напротив, должно стимулировать просоциальное поведение. В новой работе Вельцель, Инглхарт и его коллега по Лозаннскому университету, специалист в области поведенческой экономики Кристиан Тени (Christian Thöni) проверили эту гипотезу в серии экспериментов.

 

В качестве испытуемых выступили 252 немца, участвовавших в Европейском исследовании ценностей (European Values Study, EVS). Выбор страны происхождения был обусловлен тем, что сейчас Германия относится к развитым, крупнейшим странам региона и вместе с тем обладает опытом социализма (как политического выражения универсализма). Добровольцев разделили на пары, и они играли в две игры: на поддержание общественного блага и на установление прав собственности. В первом случае игроки должны были тайно вносить или не вносить виртуальную валюту на свой счет, после чего вклады суммировались, умножалась на 1,5, а результат распределялся поровну. Это позволяло выявить эгоцентрическую и кооперативную направленность. Принцип расчетов участникам был известен.

 

Связь между размером виртуальных вкладов и эмансипативным значением в разных странах / ©Herrmann B. et al., Science, 2008

Связь между размером виртуальных вкладов и эмансипативным значением в разных странах / ©Herrmann B. et al., Science, 2008

 

Целью игры на установление права собственности было вырастить как можно больше виртуальной моркови на семи полях. Теперь добровольцы должны были распределять ресурсы одновременно в трех направлениях: на посадку моркови, «изъятие» чужих овощей (по сути, кражу) и строительство ограждений для защиты. Таким образом, оптимальная стратегия игроков во многом определялась действиями оппонента. Наконец, добровольцев просили оценить, какую долю доходов (потенциальных) они были бы готовы направлять на благотворительность в реально существующие организации — Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный комитет Красного креста и другие. Данные сопоставляли с итогами опроса, в частности со склонностью к светским и эмансипативным ценностям.

 

Результаты показали, что более выраженные эмансипативные ценности положительно коррелируют с размером взноса, который делали участники в первой игре, тогда как светские ценности не обнаружили такой связи. В игре на установление права собственности последние хорошо предсказывали распределение ресурсов в пользу посадки и в наименьшей степени — защиты. Как и в случае с крупными вкладами, это может указывать на социально-приемлемое поведение. Готовность к благотворительным взносам выразило около половины испытуемых (средний размер пожертвований составил 26,6 процента от дохода). Любопытно, что эмансипативная ориентация оказалась тесно связана с вероятностью решения: рост среднеквадратичного отклонения показателя на один пункт увеличивал жертвенность на пять процентных пунктов. С возрастом тенденция усиливалась.

 

По словам ученых, это, вопреки расхожему мнению, подтверждает гипотезу о связи между эмансипативными ценностями и альтруизмом. Роль светской ценностной ориентации остается менее ясной. Характерное для нее поведение, по-видимому, рассчитано, в первую очередь, на приумножение и сохранение собственных ресурсов при высоком доверии к моральным качествам окружающих.

 

Статья опубликована в The Journal of Cross-Cultural Psychology.

 

Между тем ранее математики пришли к выводу, что общественное одобрение альтруизма непостоянно и носит характер флуктуации.

Психология

Naked Science Facebook VK Twitter
3 762
Комментарии
4 мин
Биткоин - не всем понятен. А вот новый транспорт с...
39 мин
Новинка представляет собой «шестиместный...
55 мин
Отличная статья!
Будущее за SKYWAY, но как...
Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку