Общественное поощрение альтруизма объяснили случайностью
19.07.2016

Общественное поощрение альтруизма объяснили случайностью

Поощрение склонности оказывать помощь на безвозмездной основе в человеческом сообществе является результатом случайных демографических колебаний. К такому выводу пришла группа математиков из Университета Бата (Великобритания), Манчестерского и Пристонского университетов (США).

altruism

В рамках исследования ученые разработали статистическую модель, которая прогнозирует эволюцию проживающих совместно «кооператоров», тяготеющих к альтруизму, и «потребителей», использующих ресурсы, но не способствующих их возобновлению. Расчеты показали, что общая численность популяции, представители которой нуждаются в поддержке, зависит от доли «кооператоров»: более тесное сотрудничество помогает производить больше пищи и потомков.

Спонтанный рост численности «потребителей», как показала модель, приводит к сокращению ресурсов, необходимых для поддержания активности, и населения. В свою очередь снижение количества «потребителей» провоцирует демографический взрыв, поощряющий «кооператоров». Таким образом, исследователи пришли к выводу, что одобрение альтруизма носит вероятностный характер и в долгосрочной перспективе «кооператоры» имеют больше шансов на поддержку.

В качестве иллюстрации ученые привели аналогию с подбрасыванием монеты, когда орел позволяет выиграть 20, а решка — проиграть 10 фунтов стерлингов.

«Хотя вероятность выигрыша и проигрыша одинакова, впечатления от выигрыша представляются более приятными, чем досада от поражения. Случайные флуктуации в численности “потребителей” эксплуатируются “кооператорами”, они больше приобретают, чем теряют», — пояснил доктор Джордж Констебль.

Отмечается при этом, что альтруизм не является чисто человеческой чертой. Так, пивные дрожжи способны производить фермент инвертазу, которая расщепляет сложные сахара и увеличивает тем самым общее содержание питательных веществ в окружающей среде. Однако грибы, использующие это право, расходуют энергию, которая могла быть направлена ими на размножение, и вскоре вытесняются менее инициативными одноклеточными.