• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
31.10.2014, 06:19
Редакция Naked Science
22
5 798

Что общего между теми, кто не доверяет науке, и маленькими детьми

❋ 3.9

Как связано детское мышление и наука, вернее, сопротивление ее выводам? Об этом рассказывает Александр Марков

Что общего между теми, кто не доверяет науке, и маленькими детьми – иллюстрация к материалу на Naked Science
©Wikipedia / Автор: Иван Беляев

Глубинным психологам на самом деле давно известно, что вопросы «знания», как рациональной категории, действительно, играют малую роль в любой сфере нашей жизни. В психологии есть даже специальный термин, который характеризует внутреннее нерациональное неприятие чего-либо полезного для человека — сопротивление. В том числе, и сопротивление науке связано явно не столько с отсутствием банальной просвещенности и грамотности, сколько с тем, что человек и не хочет эти знания приобретать. Ему удобнее и комфортнее верить в бога, душу, нематериальный мир и пр., потому что это гораздо проще и безопаснее с психологической точки зрения («если бога нет, кто защитит меня и моих близких», «кто накажет человека, меня обидевшего», «зачем я живу», «на кого мне надеется», и «если я умру — я не попаду ни в какой рай, а меня просто не будет существовать», «я не буду вознагражден за свои страдания», «если нет бога, то нет и никаких моральных норм, значит я буду делать все, что захочу» и т. д. — многие люди, увы, просто неспособны ответить себе на эти вопросы с точки зрения суровой реальности).

Не так давно похожие выводы были подтверждены и экспериментально. Об этом рассказывает в своей книге «Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы» известный биолог и популяризатор науки Александр Марков: «По мнению американских исследователей, одной из важных причин массового неприятия научных знаний и распространения суеверий в обществе является несоответствие многих выводов современной науки врожденным свойствам и наклонностям человеческой психики и устоявшимся стереотипам общественного сознания. В результате развивается феномен, получивший название «сопротивление науке»».

Но за последние годы на эту тему проводилось не одно исследование, а много. Они показали, что некоторые аспекты «сопротивления науке», видимо, присущи всем народам и культурам, и причина их кроется в особенностях детской психики.

На самом деле — и глубинным психологам это тоже известно — любой младенец вовсе не рождается на этот свет, полностью лишенный какого-либо знания об этом мире. Он прекрасно знает, например, что предметы обладают плотностью, устойчивостью во времени (у него вообще есть понятие времени, хоть и немного свое), они понимают, что поступки и действия людей имеют какую-то цель, что эмоции людей — это их реакция на то или иное событие и пр.

Без этих «знаний» дети не могли бы обучаться, но они же мешают детям (а потом и многим взрослым, не утратившим детское мышление) воспринимать «скучные» и «непонятные» научные доводы. Так, детское представление о том, что все предметы падают без поддержки, до определенного возраста (8-9 лет) мешает детям полностью принять тот факт, что Земля круглая.

Массовое «неверие» в эволюцию, как у детей, так и у сохранивших определенные черты незрелого мышления, взрослых, связано с тем, что ребенок склонен видеть в окружающей действительности какой-то «смысл», чью-то целенаправленную деятельность (и сама психика ребенка является крайней эгоцентричной — себя он считает причиной многих вещей, себя он считает центром мира; это не значит, что он об этом говорит — дети действуют неосознанно и не понимают причин своих поступков — он думает, что если «папа/мама пьет, то это я в этом виноват», что «мама создана только для него, и все сделает для него», он не задумывается, что другой человек (мама) может устать, заболеть, быть в плохом настроении. Все это связано с нормальным, природным эгоизмом и эгоцентризмом маленького ребенка, устранять который нужно в обязательном порядке, но делать это необходимо постепенно, без излишней жесткости, делая скидку на возрастные особенности маленьких детей. Помимо того, у детей также есть врожденная, биологическая склонность к тотальному превосходству: «Я — самый лучший», отчасти это вызвано компенсацией за детскую беспомощность, «маленькость» и пр. Поэтому многим взрослым так сложно принять тот факт, что все мы — вовсе не божье творение, а произошли от обезъян, а если говорить строго научно — о, ужас — и являемся обезьянами, — NS).

Что общего между теми, кто не доверяет науке, и маленькими детьми – иллюстрация к материалу на Naked Science
©Getty Images

«Например, специальное исследование показало твердую убежденность четырехлетних детей в том, что все на свете существует «для чего-то» (львы — чтобы смотреть на них в зоопарке, тучи — чтобы шел дождик), — пишет Марков. — Специальные исследования также подтвердили склонность детей к креационистскому объяснению происхождения объектов окружающего мира (все вокруг кем-то сделано с определенной целью)». Те же самые черты можно видеть и у взрослых: «У жизни человека есть какой-то смысл», «Мои страдания посланы мне богом», «Бог посылает нам ровно столько, сколько мы можем выдержать», «Судьбу не обманешь», «То или иное событие предначертано», «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно» (многие события в жизни, действительно, кажутся «предначертанными»; мало кто знает, что связано это вовсе не со злодейкой-судьбой или «божьей карой», а с определенными «жизненными сценариями», с бессознательными детскими травмами, которые неосознанно «заставляют» нас попадать в одни и те же или в целом похожие ситуации — NS).

Еще одно свойство детского мышления — дуализм. Это идея о том, что между материальным и духовным есть принципиальная разница (телом и душой, мозгом и сознанием). Все эти качества остаются и у многих взрослых, порождая причудливые социальные дискуссии: можно ли проводить эксперименты над животными, или эмбрионами человека и стволовыми клетками, ведь у них может быть «душа». Адвокаты всерьез поднимают тему того, можно ли винить преступников в их преступлениях, ведь все они определяются и зависят от работы мозга. Получается, что человек не виноват, это «его мозг заставил его так поступать»…

Что-то зависит и от культурных традиций, например, в США наблюдается гораздо большее неприятие теории эволюции, чем в других странах. Кстати, в России с «сопротивлением науки» дело обстоит вовсе не хуже, чем в других странах, а, порой, даже и лучше.

Дети, как и большинство взрослых, также склонны почти некритично относиться к чему-то, сказанному авторитетным источником и человеком, который произносит нечто директивно, уверенно. «Мямли-ученые с их вечными сомнениями и фразами типа «разумеется, пока это лишь предположение…» — никакого доверия у детей (читай и многих взрослых — NS) не вызывают», — пишет Александр Марков.

Когда научные идеи не находят поддержки в обществе (а это и понятно, ведь это самое общество уже сформировано такими же людьми, которые вынесли свое детское восприятие во взрослую жизнь, и у которых тоже не было поддержки со стороны общества в плане принятия научных идей) склонность к инфантильному мышлению у взрослых людей только подкрепляется. «В таком обществе оно (сопротивление науке — NS) становится особенно сильным, если существует ненаучная альтернатива этим идеям (научным идеям — NS), не противоречащая «элементарному здравому смыслу» и опирающаяся на солидные, уважаемые и очень уверенные в себе «источники». В США именно так обстоит дело с эволюционнной биологией и нейробиологией: выводы этих наук противоречат и детской интуиции, и высказываниям многих солидных политиков и религиозных деятелей. Что уж говорить о ситуации в России. Утешает лишь, что креационисты, фоменковцы и прочие астрологи, конечно, ни в чем не виноваты. Просто «мозг заставляет их так думать»».    

Подробнее узнать о детском и незрелом мышлении и его свойствах вы можете, прочитав статьи «Зачем людям бог?»  и «Жизнь «без сознания»».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

27 октября, 10:38
Игорь Байдов

Ежедневно, еще до восхода солнца, миллионы птиц по всей планете наполняют воздух своими голосами. Этот рассветный концерт — одно из самых красивых и загадочных явлений природы. Почему пернатые певцы предпочитают встречать день именно так? Авторы нового исследования предложили простой ответ: птицы не могут иначе. Ночь заставляет их молчать, а утро дает долгожданную свободу, выплескивающуюся в бурном и страстном хоре.

27 октября, 11:44
Илья Гриднев

Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

24 октября, 17:39
ФизТех

Команда исследователей из Т-Технологий и МФТИ разработала метод, позволяющий построить детальную «карту» эволюции абстрактных понятий в глубине больших языковых моделей. Этот подход, основанный на «графах потоков признаков», не только открывает «черный ящик» ИИ, делая его работу прозрачной, но и дает в руки ученых мощный инструмент для точного управления поведением нейросетей, например, для подавления нежелательных тем в генерируемом тексте.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

7 октября, 11:46
Игорь Байдов

Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.

[miniorange_social_login]

Комментарии

22 Комментариев
Пара ссылок из книги "Эволюция Неопровержимые доказательства" Джерри Койн (2009 перевод 2017): 1) Who won the Intelligent Design debate? https://harvardpress.typepad.com/off_the_page/2007/05/who_won_the_int.html 2) Стивен Пинкер "Have Humans Stopped Evolving?" https://www.edge.org/response-detail/10924 3) результаты опросов https://news.gallup.com/Search/Default.aspx?q=Evolution%2C+Creationism%2C+and+Intelligent+Design Крайне полезно прочесть: из Библии "Книга Иова". Главная идея – Иов 28:28. Фрагмент из книги "Здоровье по Дарвину: почему медицина развивается, а мы болеем все чаще" Тейлор https://science.theoryandpractice.ru/posts/14123-jeremy-taylor Речи "Бессмертие..." (1916) и "Роль внушения..." (1897) Бехтерев, Книги "Защита от темных искусств" Панчин, "Внушение. Знание. Вера" Линецкий (1988), "Объясняя религию" Буайе. Видео про разум "Я и другие" (1971, СССР) https://youtu.be/_LYe58b-3HM "Джеймс Флинн: Почему наш IQ уровень выше, чем у наших бабушек и дедушек?" TED 2013 https://youtu.be/9vpqilhW9uI "Наука учиться" Ольга Сварник 2023 https://youtu.be/IlkSmWGSe0E Почти продолжение статьи Бехтерева "Философские воззрения на природу душевной деятельности" – видео: «А. В. Кузнецов "Искры свободы и нейронаука"» 2023 по его статье "Химера натурализма и свобода воли" (от проблемы использования разных значений понятий до подтасовок Сапольски) https://youtu.be/gmMTJ0xPcAQ "Сапольски, Най, Деннет, Пинкер и др. о свободе воли [Big Think]" Vert Dider 2021 https://youtu.be/HnnJVd9PbkI они понимают под свободой воли разные вещи. Дополнит статья "Мир без свободной воли" Вос и Шариф 2014 sci-ru. "Темпераменты. Дубынин. 100 часов школьной биологии" https://youtu.be/Cc-V2ZEyURY или тут https://teach-in.ru/lecture/2021-07-23-Dubynin-2 "Антропология Дробышевский teach-in" недавно опубликованный курс лекций МГУ https://teach-in.ru/course/anthropology-drobyshevsky/about есть и на youtube https://youtube.com/playlist?list=PLcsjsqLLSfNBt_nIJnBEaMuZa6xHpDz5Y
А разве происходение человека от обезьяны факт? Это ж, вроде, тоже теория...
Kostya Peres
02.08.2022
-
0
+
Если посмотреть на известных исторических личностей, то они как раз и строили мир вокруг себя, или своих идей: Иван Грозный, Сталин, Ленин, Королев, бизнесмены... "Я -пуп земли" в детстве перешли в умение выстраивать связи и бизнес процессы. Но законы физики знать надо.
    -
    -1
    +
    Комментарий удален пользователем или модератором...
    +
      ещё комментарии
      Kostya Peres
      21.05.2023
      -
      0
      +
      Вертикаль власти нужна при любой власти. А вот президенты при этой вертикали могут быть разные. Пример - Горбачев и Путин. У каждого свой взгляд на себя и страну. В первом случае - я(страна) - объект, во втором - субъект. Какие у них знания по научным дисциплинам? Не знаю. Я думаю, что рефлексирующие мямли-ученые в управлении страной (предприятием) не пригодятся. А вот в создании передовой техники (оружия, машин) и софта - без них не обойтись.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно