19.12.2022
Анна Новиковская
72 570

Ученые узнали, почему с возрастом мышцы слабеют

5.5

Церамиды нередко включают в средства по уходу за кожей, однако теперь ученые выяснили, что они играют большую роль в ослабевании мускулов по мере старения. У пожилых мышей мышечные клетки буквально забиты церамидами, что и приводит к их физической слабости.

Пожилые люди редко сохраняют физическую силу / © depositphotos.com

Церамиды играют важную роль в нашем организме, в первую очередь как компонент клеточных мембран, обеспечивающих защиту клетки. Неудивительно, что они входят в состав многих уходовых средств — кремов, мыла и шампуней. Однако теперь исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) выяснили, что эти вещества играют большую роль в одном малоприятном процессе — старческом ослабевании мускулатуры.

Как и люди, лабораторные мыши, старея, становятся слабыми и вялыми, а их мышцы оказываются буквально забиты церамидами. Оказалось, это происходит из-за сбоя в работе белков, необходимых для превращения жирных кислот и аминокислот в церамиды. «Сломанные» белки становятся чрезвычайно активными и нарабатывают больше церамидов, чем в норме нужно организму.

Но возможно ли на это как-то повлиять, к примеру, «запретив» белкам-«стахановцам» производить избыток церамидов? Введя пожилым мышам блокаторы церамидного синтеза, ученые предотвратили у животных потерю мышечной массы, и даже в весьма почтенном возрасте зверьки оставались сильными, выносливыми и сохраняли хорошую координацию движений.

Изучив процесс блокировки церамидов более внимательно, ученые выяснили, что введение блокатора активирует мышечные стволовые клетки, заставляя мышцы расти и становиться сильнее.

Наконец, самый главный вопрос: возможно ли применить эти знания на пользу людям? Оказалось, у 25 процентов обследованных людей в возрасте 70-80 лет уже есть свой естественный «блокатор церамидов» — особая мутация в гене, отвечающем за их синтез. Такие люди могли дольше ходить, были сильнее и лучше могли вставать со стула, что указывает на более комфортное старение.

Иными словами, результаты, полученные на мышах, могут быть полезны и нам, так что теперь задача ученых — разработать блокаторы церамидов, которые смогут принимать люди. Если их исследование увенчается успехом, вполне возможно, что пожилой человек, вышедший на утреннюю пробежку или ловко перепрыгивающий через препятствия, будет не редким исключением, а нормой.

Исследование опубликовано в журнале Nature Aging.