Российские ученые создадут часы для прогнозирования землетрясений

Российские ученые создадут часы для прогнозирования землетрясений

Мобильную версию прибора нового поколения планируют устанавливать на космических станциях.

Ученые из Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических измерений (ВНИИФТРИ Росстандарта) заявили о разработке мобильного оптического стандарта частоты (МОСЧ), который среди прочего поможет предсказывать землетрясения. Об этом сообщается на сайте института.

Оптические часы — устройство, работающее на холодных атомах стронция, их погрешность — одна секунда за несколько миллиардов лет.

Как отмечают ученые, которые уже давно трудятся над этой технологией, с помощью атомных оптических часов нового поколения, аналогов которым в России нет, можно улучшить качество навигации, создавать навигационные карты, контролировать изменение ледяного покрова планеты и уровень Мирового океана.

Оптические атомные часы / © Росстандарт

«Создание мобильного оптического стандарта частоты является амбициозной задачей для всего мирового научного сообщества в этой сфере. Такой стандарт даст мощный толчок к развитию комплексных навигационных систем, использующих не только сигналы космических аппаратов, но и данные о естественных полях Земли», — подчеркнул гендиректор ВНИИФТРИ Сергей Донченко.

Виталий Пальчиков, сотрудник главного метрологического центра Госслужбы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГМЦ ГСВЧ), рассказал, что в числе главных задач разработки — исследование гравитационного поля Земли и отслеживание сейсмической активности на самом раннем ее этапе.

Сегодня самые точные методы отслеживания сейсмической активности — приборы, которые базируются на земле, уточнили в ВНИИФТРИ. Однако пока сигнал идет от спутника до приемника, расположенного на земле, он может исказиться под влиянием множества факторов. Поэтому новое устройство ученые планируют размещать в космосе, чтобы таким образом повысить качество навигационного сигнала.

Между тем от скорости прогнозирования катаклизма зависит многое. Так, самые крупные землетрясения за последние 20 лет унесли жизни множества жителей разных стран: 316 тысяч погибших в Гаити (2010 год), 227 899 в Индонезии (2004 год), 87 652 в Китае (2008 год), 76 213 в Пакистане (2005 год), 31 000 в Иране (2003 год).

Если посмотреть новостные сводки, то мы узнаем, что с прошлой недели зафиксировано пять землетрясений, все они были магнитудой от 4 до 5.

В конце прошлого года американские ученые из Национального института стандартов и технологий создали экспериментальные атомные часы для изучения таинственных феноменов Вселенной.