Российские ученые создадут часы для прогнозирования землетрясений — Naked Science
13.06.2019

Российские ученые создадут часы для прогнозирования землетрясений

Мобильную версию прибора нового поколения планируют устанавливать на космических станциях.

Ученые из Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических измерений (ВНИИФТРИ Росстандарта) заявили о разработке мобильного оптического стандарта частоты (МОСЧ), который среди прочего поможет предсказывать землетрясения. Об этом сообщается на сайте института.

Оптические часы — устройство, работающее на холодных атомах стронция, их погрешность — одна секунда за несколько миллиардов лет.

Как отмечают ученые, которые уже давно трудятся над этой технологией, с помощью атомных оптических часов нового поколения, аналогов которым в России нет, можно улучшить качество навигации, создавать навигационные карты, контролировать изменение ледяного покрова планеты и уровень Мирового океана.

Оптические атомные часы / © Росстандарт

«Создание мобильного оптического стандарта частоты является амбициозной задачей для всего мирового научного сообщества в этой сфере. Такой стандарт даст мощный толчок к развитию комплексных навигационных систем, использующих не только сигналы космических аппаратов, но и данные о естественных полях Земли», — подчеркнул гендиректор ВНИИФТРИ Сергей Донченко.

Виталий Пальчиков, сотрудник главного метрологического центра Госслужбы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГМЦ ГСВЧ), рассказал, что в числе главных задач разработки — исследование гравитационного поля Земли и отслеживание сейсмической активности на самом раннем ее этапе.

Сегодня самые точные методы отслеживания сейсмической активности — приборы, которые базируются на земле, уточнили в ВНИИФТРИ. Однако пока сигнал идет от спутника до приемника, расположенного на земле, он может исказиться под влиянием множества факторов. Поэтому новое устройство ученые планируют размещать в космосе, чтобы таким образом повысить качество навигационного сигнала.

Между тем от скорости прогнозирования катаклизма зависит многое. Так, самые крупные землетрясения за последние 20 лет унесли жизни множества жителей разных стран: 316 тысяч погибших в Гаити (2010 год), 227 899 в Индонезии (2004 год), 87 652 в Китае (2008 год), 76 213 в Пакистане (2005 год), 31 000 в Иране (2003 год).

Если посмотреть новостные сводки, то мы узнаем, что с прошлой недели зафиксировано пять землетрясений, все они были магнитудой от 4 до 5.

В конце прошлого года американские ученые из Национального института стандартов и технологий создали экспериментальные атомные часы для изучения таинственных феноменов Вселенной.

Специалисты показали устройство подводной лодки типа Gator, или SDV Mk.8 Mod 0. Она предназначена для доставки бойцов формирования специального назначения SEAL к цели.