1 104

Самцы шерстистых мамонтов думали о спаривании

6.2

В бивнях, найденных на острове Врангеля, выявили признаки того, что половое поведение самцов шерстистых мамонтов серьезно отличалось от поведения самок.

Бивни и кости мамонтов на острове Врангеля / ©Алексей Тихонов / Автор: Александр Литвинов

Международная группа ученых, куда входили и исследователи из России, изучили правый бивень самца мамонта, жившего примерно 35 тысяч лет назад, и обнаружили в нем следы резкого сезонного повышения концентрации тестостерона. Такие же события случаются и в жизни современных слонов. Причем происходит это в период муста, опасного для окружающих поведения молодых самцов слонов. Из этого следует, что муст был и у мамонтов, что означает серьезные последствия для их взаимодействия с другими современными им видами — включая людей, для которых они должны были быть не самыми приятными соседями Соответствующая работа опубликована в журнале Nature.

Авторы использовали методы жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии для измерения концентраций тестостерона в бивне самца мамонта (Mammuthus primigenius), возрастом 38866 — 33291 лет и самца современного африканского слона (Loxodonta africana). Оказалось, что у обоих видов наблюдаются ярко выраженные ежегодные скачки уровня тестостерона на протяжении взрослого периода их жизни. Правда, в бивне современного слона скачки достигали 20 раз, а в бивне мамонта — только 10 раз. Однако, заключают исследователи, причиной этого может быть деградация тестостерона на протяжении десятков тысяч лет, прошедших со смерти 55-летнего самца мамонта, чей бивень изучали в работе.

Еще одна находка бивней мамонтов на острове Врангеля / © Daniel Fisher, University of Michigan

Стоит отметить, что этот последний вывод не совсем бесспорен. Хорошо известно, что у современных млекопитающих — например, людей — в более холодных условиях уровень тестостерона может быть снижен относительно более теплых. В частности, так происходит с мужчинами, живущими в климате, где есть зима. Поскольку мамонты жили в достаточно холодных условиях — в палеотундре, сравнительно прохладной даже летом, а не в теплой саванне, как современные слоны, — не исключено, что разный уровень тестостерона отражает не столько его деградацию, сколько исходные разрывы в уровне этого гормона в крови.
.
Тем не менее, и десятикратного скачка в уровне тестостерона достаточно, отмечают ученые, чтобы констатировать, что самцы мамонтов проходили через муст. В то же время анализ бивней самки мамонта с острова Врангеля (жила 5,5-6,0 тысяч лет назад) скачков тестостерона не показывает, то есть, как и слонихи, мамонты женского пола муста не испытывали.

Африка, на пути молодого самца в мусте попался жираф. Последний убегает, слон стремится догнать его и ударить бивнями. Если ему удастся, судьба случайного встреченного животного предрешена. Будь на месте слона взрослый мамонт (до 5,5 метров), по высоте он бы превосходил жирафа (обычно 4,2 метра) / ©Wikimedia Commons

Мустом называют специфическое состояние самца слона в период размножения. Тестостерона у него в этот момент так много, что его поведение радикально меняется. Дикий самец слона при мусте регулярно издает необычный низкий звук, слышный слонами обоего пола за десятки километров. Этот звук привлекает самок во время течки — они устремляются ему навстречу, попутно трубя. Самцы, если сами не находятся в мусте, так же, как и самки, не готовые к спариванию, таких звуков избегают. Возможно, это связано с тем, что самцы слона в мусте довольно опасны. Например, они могут атаковать деревню людей (в норме слоны не агрессивны), начать громить жилища или убивать встречных носорогов.

В наши дни для избегания крайних, разрушительных последствий муста самцов домашних слонов сажают на цепь, закрепленную на глубоко вбитым металлическим кольям. В случае диких самцов африканского слона нужно следить за тем, чтобы в стаде рядом с молодыми особями были более старшие самцы. Те каким-то образом «цивилизуют» поведение молодых, находящихся в мусте, что прекращает убийства носорогов и иные жертвы и разрушения.