Ртутное загрязнение воздуха подготовило вымирание динозавров — Naked Science

Ртутное загрязнение воздуха подготовило вымирание динозавров

Американские палеогеологи обнаружили, что еще до падения астероида и начала массового вымирания вулканы наполнили атмосферу Земли смертельными токсинами.

Устрица Agerostrea ungulata, датированная возрастом 66-72 миллиона лет
Устрица Agerostrea ungulata, датированная возрастом 66-72 миллиона лет / ©Kyle Meyer, University of California Museum of Paleontology

Около 66 миллионов лет назад удар астероида поставил точку в долгой эпохе доминировавших на суше динозавров и привел к мел-палеогеновому вымиранию — одному из крупнейших в истории Земли. Однако астероид, по-видимому, не был единственной его причиной: к тому времени и динозавры, и вся биосфера переживали не лучшее время. Кайли Майер (Kyle Meyer) и ее коллеги из Мичиганского университета показали, что еще до катастрофы атмосфера планеты наполнилась опасными количествами токсинов. Об этом они сообщают в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Сегодня уже установлено, что еще за десятки тысяч лет до падения астероида на Земле начался период особенно активной вулканической деятельности. Его следы сохранились в мощных Деканских траппах, покрывающих всю западную часть Индии, в лаве, застывшей еще в конце мелового периода. Исследование этих пород указало на резкий рост содержания в атмосфере не только углекислого газа, но даже токсичной ртути, поднятой из недр планеты.

Ртуть хорошо взаимодействует с органическими веществами и быстро включается в биохимический оборот. Попав в воду океана, она вскоре оказывается в клетках фитопланктона, а затем — и в организмах животных, которые питаются ими. Так следы ртути включаются в минеральные раковины моллюсков. Майер с коллегами провели поиск этих следов в раковинах, найденных по всему миру — от Антарктиды до Аляски и от Аргентины до Индии — и датированных разными эпохами, включая поздний меловой период и наши дни.

Некоторые раковины позднего мелового периода демонстрируют великолепную сохранность — на образцах Eselaevitrigonia regina виден даже перламутровый слой / ©Sierra Petersen

Эта работа подтвердила уже установленный ранее факт глобального потепления, стартовавшего примерно за 250 тысяч лет до мел-палеогенового вымирания. Кроме того, в раковинах того времени обнаружились следы «ртутной аномалии». В тот же период наблюдались резкое сокращение биоразнообразия и «точечные», кластерные вымирания планктона.

По словам ученых, уровень ртутного загрязнения тогда был сравним с тем, что наблюдается сегодня в наиболее затронутых «грязной» промышленностью регионах США, где из-за ртути не рекомендуется есть выловленную из водоемов рыбу. Возможно, ртуть стала не менее важным фактором вымирания, чем знаменитый астероид.

По словам главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, перспективный российский ядерный буксир «Зевс» займется поиском признаков внеземной жизни. Среди других задач — полеты к естественному спутнику Земли.