17.12.2019
18 748

Ртутное загрязнение воздуха подготовило вымирание динозавров

Американские палеогеологи обнаружили, что еще до падения астероида и начала массового вымирания вулканы наполнили атмосферу Земли смертельными токсинами.

Устрица Agerostrea ungulata, датированная возрастом 66-72 миллиона лет
Устрица Agerostrea ungulata, датированная возрастом 66-72 миллиона лет / ©Kyle Meyer, University of California Museum of Paleontology

Около 66 миллионов лет назад удар астероида поставил точку в долгой эпохе доминировавших на суше динозавров и привел к мел-палеогеновому вымиранию — одному из крупнейших в истории Земли. Однако астероид, по-видимому, не был единственной его причиной: к тому времени и динозавры, и вся биосфера переживали не лучшее время. Кайли Майер (Kyle Meyer) и ее коллеги из Мичиганского университета показали, что еще до катастрофы атмосфера планеты наполнилась опасными количествами токсинов. Об этом они сообщают в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Сегодня уже установлено, что еще за десятки тысяч лет до падения астероида на Земле начался период особенно активной вулканической деятельности. Его следы сохранились в мощных Деканских траппах, покрывающих всю западную часть Индии, в лаве, застывшей еще в конце мелового периода. Исследование этих пород указало на резкий рост содержания в атмосфере не только углекислого газа, но даже токсичной ртути, поднятой из недр планеты.

Ртуть хорошо взаимодействует с органическими веществами и быстро включается в биохимический оборот. Попав в воду океана, она вскоре оказывается в клетках фитопланктона, а затем — и в организмах животных, которые питаются ими. Так следы ртути включаются в минеральные раковины моллюсков. Майер с коллегами провели поиск этих следов в раковинах, найденных по всему миру — от Антарктиды до Аляски и от Аргентины до Индии — и датированных разными эпохами, включая поздний меловой период и наши дни.

Некоторые раковины позднего мелового периода демонстрируют великолепную сохранность — на образцах Eselaevitrigonia regina виден даже перламутровый слой / ©Sierra Petersen

Эта работа подтвердила уже установленный ранее факт глобального потепления, стартовавшего примерно за 250 тысяч лет до мел-палеогенового вымирания. Кроме того, в раковинах того времени обнаружились следы «ртутной аномалии». В тот же период наблюдались резкое сокращение биоразнообразия и «точечные», кластерные вымирания планктона.

По словам ученых, уровень ртутного загрязнения тогда был сравним с тем, что наблюдается сегодня в наиболее затронутых «грязной» промышленностью регионах США, где из-за ртути не рекомендуется есть выловленную из водоемов рыбу. Возможно, ртуть стала не менее важным фактором вымирания, чем знаменитый астероид.