19.11.2021
1 438

Палеонтологи нашли останки редкого беззубого динозавра

5.2

Кости животного обнаружили в Бразилии. Он относится к неизвестным видам и был размером с крупную собаку. Несмотря на отсутствие зубов, рептилию отнесли к плотоядным.

Палеонтологи нашли останки редкого беззубого динозавра / ©phys.org

Работа с описанием динозавра опубликована в журнале Scientific Reports. Его кости обнаружили прямо у сельской дороги в штате Парана на юге страны, на так называемом кладбище птерозавров в районе города Крузейру-ду-Уэсти.

Раскопки ящера начались еще в 2011 году и продолжались три года. Затем палеонтологи работали над воссозданием его облика. Анализ показал, что животное обитало в этих краях 70-80 миллионов лет назад. Ему дали имя Berthasaura leopoldinae — в честь ученого из Бразилии Берты Лутц, умершей в 1976 году, а заодно местной императрицы Марии Леопольдины, жившей в XIX веке и покровительствовавшей наукам. Палеонтологи ласково нарекли динозавра Бертой.

Размеры ящера оказались невелики: в длину — около метра, а в высоту — 80 сантиметров. Существо передвигалось на задних ногах, а вес его не превышал 8-10 килограммов. Ученые отнесли динозавра к тероподам, то есть плотоядным животным. Этот факт особенно удивителен, если учесть, что у динозавра не нашли следов зубов. Его рот был похож на клюв, а не на пасть хищника. Ученые говорят, что для них это стало настоящим сюрпризом, поэтому они пока не понимают, чем именно питалось существо.

«Отсутствие зубов не означает, что динозавр не ел мясо. Многие птицы, например соколы, как известно, отлично обходятся без зубов и при этом питаются мясной пищей. Скорее всего, это было всеядное животное, которое проживало не в самых благоприятных условиях, где ему приходилось есть что придется», — заявил один из авторов исследования Джоан Алвес Соуза.

Кроме этого, динозавр примечателен тем, что его скелет можно назвать одним из самых полных останков животных мелового периода, найденных в Бразилии. В распоряжении ученых оказались череп, челюсть, позвоночник, кости плечевого пояса и таза, передние и задние конечности Берты.