Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Апатитские ученые улучшили характеристики сверхточного гироскопа
Ученые разработали технологию создания сверхпроводящего покрытия для ротора сверхточного гироскопа.
Для того, чтобы сохранять равновесие и отслеживать свое положение в пространстве, человеку нужен вестибулярный аппарат, а созданным человеком механизмам – гироскоп. Гироскопы позволяют определить угол наклона автомобиля или телефона, угловую скорость морского или воздушного судна, помогают при навигации и обеспечении безопасности движения.
Однако добиться того, чтобы гироскопом можно было снабдить практически любое устройство, человечество смогло только в начале XXI века. Принцип действия гироскопа основан на стремлении вращающегося тела вернуться к первоначальному положению при отклонении от оси вращения, несмотря на тряску, плохую видимость и электромагнитные помехи.
Первые гироскопы представляли собой массивные шары либо диски в кардановом подвесе. Массовому распространению гироскопов классического типа мешали размеры и замедление вращения из-за трения. На протяжении всего XX века шел поиск новых идей, позволяющих решить проблему мобильности и чувствительности гиродатчиков.
Например, в гироскопе с воздушной опорой шариковые подшипники заменяет «газовая подушка», что позволяет устранить трение и износ материала опоры. Микромеханический гироскоп имеет относительно невысокую по сравнению с другими новыми типами точность, но за счет низкой стоимости и использования хорошо отработанных современных технологий массово используется в большинстве современных приборов и гаджетов и даже в игрушках.
К устройствам сверхвысокой точности относятся неконтактные гироскопы, реализующие состояние левитации. Ротор в них «парит» в силовом поле подвеса без контакта с окружающими телами. Один из самых перспективных с точки зрения точности – криогенный гироскоп. Сверхпроводящая сфера подвешена в магнитном поле, а рабочий объем охлаждается до сверхнизких температур. Криогироскопы относятся к сложнейшим приборам, изготовление которых находится на стыке науки и технологии.
На прошедших в 2021 году международных конференциях «Пленки и покрытия-2021» (Санкт-Петербург) и «Быстрозакаленные материалы и покрытия» (Москва) ученые Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья Кольского научного центра РАН рассказали о своем многолетнем труде: разработке технологии и оборудования для создания сверхпроводящего ниобиевого покрытия на роторе криогироскопа.
На московской конференции доклад по этой разработке получил диплом I степени в номинации «Оригинальность исследования». Статья, написанная по материалам доклада, представлена в Санкт-Петербурге, опубликована в журнале Journal of Physics: Conference Series (издательство Institute of Physics Publishing (IOP), Великобритания).
Для того, чтобы изготовить ротор криогенного гироскопа, необходимо покрыть сверхпроводящим слоем ниобия подложку, отполировать получившееся покрытие и сформировать на нем защитную пленку для предотвращения деградации сверхпроводящих свойств ниобия. Исследователи предложили проводить каждый из этих этапов с использованием электрохимических процессов: электроосаждения, электрополировки, а также электроокисления ниобиевого покрытия.В качестве подложки ротора использовали новый современный материал – углеситалл.
Он имеет низкую плотность, высокую коррозионную стойкость и является хорошим проводником тока. Перед электроосаждением сверхпроводящего покрытия на сферической подложке вдоль ее экватора делали кольцевой вырез, необходимый для обеспечения устойчивого вращения ротора вокруг оси. Для создания сверхпроводящего ниобиевого покрытия на роторе криогироскопа использовался вращающийся катод.
Поскольку после электролитического осаждения ниобиевого покрытия его шероховатость соответствует 9-10 классу чистоты обработки поверхности, требуется дополнительная двухступенчатая обработка, включающая процессы электрохимической и механической полировки. Поверхность металла сглаживалась до зеркального блеска путем анодного растворения в растворе электролита.
Толщина исходного ниобиевого покрытия на сфере диаметром 10 мм составляла 127 мкм. После электрополировки поверхность покрытия обрабатывалась алмазными пастами с размером частиц от 1 до 0,3 мкм для достижения 13 класса чистоты поверхности. Финальная стадия обработки ротора – это образование пентаоксида ниобия на поверхности покрытия методом анодного оксидирования.
Все процессы создания ротора криогенного гироскопа по предложенной учеными технологии проходят при использовании минимального набора реактивов и в узком диапазоне условий, что позволяет экономить время, средства и исключать возможные ошибки при смене среды и условий. На разработанную технологию в 2019 году ученые получили патент, но ее усовершенствование продолжается.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Самые устойчивые объекты во Вселенной — нейтронные звезды, белые карлики и черные дыры — рано или поздно исчезнут. К такому выводу пришли авторы нового исследования, показавшие, что эти сверхплотные тела испаряются под действием квантовых эффектов, возникающих в искривленном пространстве-времени, даже в отсутствие горизонта событий, который ранее считался необходимым условием для излучения Хокинга.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии