Обнаружен самый ранний пример социального поведения у млекопитающих — Naked Science
03.11.2020

Обнаружен самый ранний пример социального поведения у млекопитающих

4.6

Образчики социального поведения млекопитающих, как выяснилось, датируются более 75 миллионами лет назад.

Самые ранние свидетельства социального поведения у млекопитающих относятся к эпохе динозавров / © Getty Images

Как предполагали ученые, социальное поведение — взаимодействие двух или более особей в популяции — у млекопитающих впервые возникло после массового вымирания, повлекшего гибель динозавров. В основном оно встречалось среди плацентарных — большого подкласса млекопитающих, в который входят в том числе люди.

Однако новое исследование, проведенное палеонтологами из Вашингтонского университета и Музея естественной истории и культуры имени Берка, показывает, что самые ранние свидетельства социального поведения у млекопитающих можно встретить еще в эпоху динозавров — и принадлежат они совершенно другому подклассу.

«Когда возникло социальное поведение и у каких видов млекопитающих оно наблюдалось, остается открытым вопросом эволюции — в основном из-за фрагментарной летописи окаменелостей мезозойских млекопитающих. Тем не менее хорошо сохранившиеся окаменелости могут дать представление об этих более мимолетных аспектах поведения ранних млекопитающих. Мы сообщаем об обнаружении в штате Монтана образцов мультитуберкулятов Filikomys primaevus из верхнего мела, возрастом около 75,5 миллиона лет», — сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution.

Многобугорчатые, или мультитуберкуляты — отряд вымерших млекопитающих из подкласса аллотериев. Это небольшие, напоминающие грызунов млекопитающие, которые жили в позднемеловом периоде эпохи динозавров. А Filikomys primaevus можно перевести как «юная, дружелюбная мышь».

Окаменелости Filikomys primaevus, обнаруженные в формации на западе Монтаны. Черепа и скелеты двух взрослых и одного молодого Filikomys primaevus / © Люк Уивер
Filikomys primaevus в представлении художника / © Мисаки Учида

Описываемые окаменелости — наиболее полный скелет млекопитающих мезозоя, когда-либо обнаруженных в Северной Америке. Кости по крайней мере 22 взрослых и молодых особей покоились в групповых захоронениях. Из этого ученые делают вывод, что F. primaevus жили колониями и совместно рыли норы. «Это первый пример социального поведения мезозойского млекопитающего. Таким образом мы предполагаем, что способность млекопитающих формировать социальные группы восходит к мезозою», — пишут авторы работы.

«Поскольку люди социальны, мы склонны думать, что социальность — наша уникальная черта. Но теперь мы можем видеть, что социальное поведение млекопитающих уходит корнями далеко в прошлое. Мультитуберкуляты — одно из самых древних млекопитающих. Они вымерли в течение 35 миллионов лет, однако в позднем меловом периоде, по-видимому, еще взаимодействовали группами, подобными тем, что мы встречаем среди современных сусликов», — подытожили они.