28.08.2023
Игорь Байдов
29 968

Капитальный ремонт помог открыть остатки сразу сотен видов древних существ

4.0

Находку окрестили «одним из самых больших скоплений ископаемой фауны, когда-либо обнаруженных в Новой Зеландии». Она содержит окаменелости животных, которые обитали в самых разных средах миллионы лет назад, но благодаря действию волн и приливным течениям оказались в одном месте.

Древние ракушки
© Flickr / Автор: Sycophanta Duccius

В 2020 году, во время капитального ремонта водопровода в Окленде (крупнейшем городе Новой Зеландии), рабочие прорыли древний слой с ракушечником — он состоит из целых и раздробленных раковин морских животных. Огромную кучу песка из бывших ракушек показали ученым, которые ее просеяли и тщательно исследовали на протяжении месяцев.

В итоге новозеландские геологи и палеонтологи обнаружили около 300 тысяч цельных или половинчатых микрофоссилий — окаменелостей размером менее 0,5 миллиметра, часть из которых затем передали в коллекцию Оклендского музея. Помимо этого, ученые нашли большое количество раковин возрастом от трех до 3,7 миллиона лет (эпоха плиоцена).

«В то время уровень моря был немного выше, чем сейчас, потому что климат был несколько теплее. Окаменелости, которые мы нашли, принадлежали видам, чьи потомки сегодня обитают в более теплых водах вокруг архипелага Кермадек в южной части Тихого океана и острова Норфолк, расположенного между Австралией, Новой Каледонией и Новой Зеландией», — объяснил Брюс Хейуорд, геолог, исследовавший окаменелости.

Песок из бывших ракушек, с которым работали ученые / © New Zealand Journal of Geology and Geophysics.

Хейуорд и его коллеги изучили древние раковины и описали 266 различных видов ископаемых (77 двустворчатых моллюсков, 105 брюхоногих моллюсков, 32 фораминиферы, 13 остракодов, 11 мшанок), а также фрагменты древних животных. Научная работа опубликована в журнале New Zealand Journal of Geology and Geophysics.

Среди находок: позвонки усатого кита, сломанный зуб кашалота, позвонки вымершей акулы-пилы (Ikamauius ensifer), зубные пластины орляковых скатов и несколько зубов большой белой акулы (Carcharodon carcharias). Также ученые обнаружили раковины двух вымерших видов большой льняной улитки — Maoristylus и Archaeostylus.

«Многие виды современных льняных улиток живут в лесах и кустарниках на островах, иногда после ливней потоки воды смывают их раковины прямо в море. Несколько древних хорошо сохранившихся экземпляров, которые мы нашли, должно быть, постигла та же участь. Сперва они провели некоторое время на морском дне, а затем оказались под песком», — отметил Брюс Хейуорд.

Интересно, что разнообразная ископаемая фауна содержит окаменелости животных, которые обитали в разных климатических условиях, но благодаря действию волн и приливам были перенесены в одно место, а после погребены под землей.

Ученые предположили, что отложения начали «накапливаться» в прибрежной части Тихого океана, расположенной между литоралью и краем материкового шельфа, во время одного из теплых периодов плиоцена. Тогда уровень моря был относительно высоким, и в результате речная долина, которая простиралась с востока на запад через регион Окленда, оказалась под водой. С течением времени горные породы с окаменелостями поднялись с морского дна и стали сушей.

Среди прочего новозеландские исследователи обнаружили еще как минимум десять ранее неизвестных видов ископаемых. Ученые собираются описать их в своей следующей работе.